Британская военная аэрокосмическая корпорация BAE Systems разработала принципиально новое устройство для измерения скорости летящего самолета. До сих пор основным прибором были воздушные датчики в виде небольших трубочек, больше известных, как трубки Пито.
Принцип их работы хорошо известен. Он основан на измерении разницы статического и встречного давления. Во время полета встречный поток воздуха через отверстия в трубках Пито создает определенное давление, напрямую зависящее от скорости воздушного судна. Из разницы между статическим и встречным давлением вычисляется скорость.
Однако трубки Пито имеют ряд недостатков. Так при высокой скорости и на большой высоте они могут покрыться льдом. Также не исключен вариант столкновения с птицами.
Специалисты BAE Systems предложили принципиально новую систему под названием Воздушный прибор лазерного зондирования скорости – LASSI, в котором вместо давления воздуха используется новая технология с использованием ультрафиолетового лазера.
Лазер используется для отражения света от окружающих молекул воздуха, а изменение цвета отраженного луча вызвано эффектом Доплера, который можно измерить.
Наглядный пример – усиление звука сирены приближающегося полицейского автомобиля. Причина этого – изменение частоты звуковой волны. Примерно тоже самое происходит с невидимым глазу ультрафиолетовым лучом. Отраженный от молекул в процессе движения, он постоянно меняет цвет, что тут же фиксирует детектор. Чем выше скорость самолета, тем быстрее происходит изменение цвета.
Нет комментарий