В преддверии выхода шаттлов на пенсию космическое агентство США сделало солидную ставку на частников, разрабатывающих перспективные пилотируемые аппараты. Четырём компаниям в сумме досталось почти $270 миллионов. В рамках второго тура программы развития коммерческих пилотируемых аппаратов CCDev2 агентство выбрало четыре американские компании, в недрах которых уже зреют проекты космических кораблей. 18 апреля NASA объявило о выделении счастливчикам средств поддержки, которые в дальнейшем могут быть дополнены новыми суммами.
Ближе всех к реализации мечты NASA о транспортной независимости находится компания SpaceX. В декабре 2010 года её космический корабль Dragon уже побывал в космосе и благополучно вернулся на Землю. Что интересно, поднимала его на орбиту ракета, разработанная и созданная самой SpaceX, — Falcon 9.
Корабль Dragon приводнился в Тихом океане через 3 часа, 19 минут и 52 секунды после старта менее чем в миле от расчётной точки. Отличный показатель для космической капсулы, снижающейся на парашютах. В центре — момент полёта вскоре после разделения первой и второй ступени.
Пока на борту этой машины не было людей. Да и первые рейсы к МКС она проведёт в автоматическом режиме, занимаясь доставкой грузов. Но американцы проектировали «Дракона» в расчёте и на пилотируемые полёты. Внизу — Dragon после космического рейса (фотографии SpaceX, Chris Thompson, Mike Altenhofen).
На дальнейшее развитие этой пилотируемой системы NASA отсчитало для SpaceX $75 миллионов, которые будут переведены в течение года.
На нынешний год намечена ещё пара запусков «Дракона» на орбиту, но всё так же без экипажа. О дате полёта на нём людей пока ничего определённого сказать нельзя.
В начале апреля 2011 года основатель компании SpaceX Элон Маск (Elon Musk) обнародовал проект самой тяжёлой космической ракеты современности (фото с сайта physorg.com).
Крылатый космический корабль «Охотник за мечтой» (Dream Chaser, на рисунке под заголовком) от Sierra Nevada Corporation (она поглотила компанию SpaceDev, начинавшую и развивавшую данный проект) «заработал» от NASA $80 миллионов.
Ранее компания говорила о 2014 годе как о дате выхода нового челнока на рынок. Пожалуй, это была слишком оптимистичная оценка. Но помощь агентства делает «мечту об охотнике» более реальной.
Хотя Dream Chaser — проект частный и самостоятельный, в качестве основы для него SpaceDev взяла насовский челнок HL-20, разрабатывавшийся более 20 лет назад, но до рабочего образца так и не доведённый (фото NASA).
Усилия компании Blue Origin награждены $22 миллионами.
О её проекте известно меньше всего: фирма не особо охотно делится деталями разработки. В 2007 году она испытала в небе прототип суборбитального корабля-конуса, а теперь намерена развить свой проект в сторону орбитальной машины.
Аппарат от Blue Origin носит имя New Shepard. Но то, что мы видели, вряд ли способно на нечто большее, чем высотный прыжок. Орбитальная версия машины пока существует лишь на рисунках (иллюстрации Blue Origin)
Blue Origin не слишком много рассказывает об успехах, зато на сайте компании по-прежнему висит объявление о куче вакансий – специалистов по аэродинамике, авионике, двигателям… (фото Blue Origin).
Как ясно из пресс-релиза агентства, больше всех NASA предложило аэрокосмическому гиганту Boeing.
Компания получит $92,3 миллиона на развитие своего семиместного корабля CST-100. Об этом проекте мы рассказывали подробно.
Корабль CST-100 должен быть чуть крупнее «Аполлона». В космос его сможет поднимать либо Atlas V, либо Delta IV, либо Falcon 9 (иллюстрации Boeing).
«100» в названии этой машины означает высоту самой низкой околоземной орбиты в километрах, номинальную границу космоса. Не ясно, хватит ли текущей поддержки NASA для постройки боевой машины, но проект основательно продвинется (сама Boeing ранее говорила, что работа над CST-100 идёт очень успешно).
Как видно на этом рисунке, CST-100 создают не только для рейсов к МКС. Предполагается, что новый корабль от «Боинга» будет летать и к частной космической гостинице мистера Бигелоу, которая по плану должна открыть двери для постояльцев не позднее 2015 года (иллюстрация Boeing).
Blue Origin и Sierra Nevada предполагают, что на орбиту их аппараты будет выводить ракета Atlas V в версии, сертифицированной для пилотируемых полётов. Boeing говорит о возможном применении сразу трёх носителей, а у SpaceX, как уже было сказано, имеется собственная ракета.
Тут стоит упомянуть, что за бортом второго тура CCDev осталась заявка от ATK и Astrium. Недавно они придумали новую ракету-носитель «Свобода», рассчитанную на запуски кораблей с людьми на борту. Для развития и продвижения этого проекта партнёрам придётся изыскивать средства самим.
Так или иначе, но без носителя частные космические аппараты не останутся. Стало быть, через некоторое время после отставки шаттлов в Америке может появиться сразу несколько пилотируемых космических аппаратов.
BBC приводит слова директора по развитию коммерческих полётов NASA Филлипа Макалистера (Philip McAlister): «Мы надеемся, что скоро увидим коммерческие полёты человека в космос на низкую околоземную орбиту как надёжные, яркие предприятия, приносящие прибыль, с большим количеством поставщиков и широким спектром государственных и частных клиентов».
Нет комментарий