В августе 2008 года Министерство обороны США предложило десяткам научных групп заняться рассмотрением вопросов перспектив исследования совершенно новых аэрокосмических технологий, включая новые методы движения, взлета и скрытности. Среди представленных работ наиболее интересной значился 34-страничный доклад, подготовленный двумя учеными под заголовком «Варп-двигатель, темная энергия и манипуляция дополнительными измерениями». Документ был представлен перед военными 2 апреля 2010 года и лишь недавно был открыто опубликован Разведывательным управлением Министерства обороны США (DIA), сообщает издание Business Insider.
В этой работе авторы предполагают, что человечество уже недалеко от того момента, когда сможет раскрыть загадку более высоких, доселе невидимых измерений, а также отрицательной или «темной энергии» — репульсивной силы, которая, по мнению физиков, заставляет Вселенную расширяться с нарастающей скоростью.
«Возможность управления более высоким пространственным измерением позволит получить технологический контроль над темной энергией, что в свою очередь откроет возможность к разработке более экзотических пропульсивных технологий. В особенности – вапр-двигателя», — отмечается в отчете и здесь же добавляется, что «благодаря этому путешествия к другим планетам Солнечной системы будут осуществляться не за годы, а за считанные минуты и часы, а полеты внутри местного звездного скопления можно будет осуществлять за недели, а не за сотни тысяч лет».
Несмотря на весь оптимизм, отмечающийся в этом документе, физик Калифорнийского технологического института Шон Кэрролл, специализирующийся на темной энергии и общей теории относительности, весьма скептически отреагировал на опубликованный отчет.
«Это лишь кусочки и фрагменты теоретической физики, которые подаются так, как будто мы стоим на пороге возможности их применения в реальном мире. Хотя это совсем не так. Я не могу назвать это бредом – все-таки это не Махараши (индийский гуру, основатель трансцендентальной медитации, — прим. ред), заявивший, что духовная энергия позволит нам подняться над землей и летать. Это все же реальная физика. Но это совсем не то, что в скором времени можно будет объединить в нечто цельное и предложить варианты использования. Возможно, мы к этому вообще никогда не придем», — комментирует Кэрролл.
С чего все началось
Причина для данного исследования пока по-прежнему остается неясной. Единственное, что на данный момент известно, так это то, что эта работа имеет некие отсылки к исследованиям американских военных, направленных на прогнозирование «потенциальных угроз» со стороны вероятных противников, разрабатывающих новые технологии. И в большей степени все это очень и очень условно. Все исследования велись в рамках «Новейшей программы идентификации авиационных угроз (AATIP)» и ее подпроектов.
Именно в рамках «Программы AAWSA» (Advanced Aerospace Weapon System Applications Program), финансировалось, по крайней мере, два исследования в области разработки двигателей и космических технологий, которые граничат с фантастикой. Первое из этих исследований, датированное 29 марта 2010 года, посвящено двигателю, способному разогнать космический корабль до сверхсветовой скорости. В исследовании речь идет о теоретических физических концепциях, таких как пространственно-временные искривления и гравитационные и антигравитационные силы. Второе исследование, которое «Программа AAWSA» опубликовала 2 апреля 2010 года, охватывает аналогичные области, но ещё включает темную энергию и иные измерения.
Эксперты AAWSA выполняли работу под эгидой Службы оповещения обороны Разведывательного управления, что имеет смысл, по крайней мере концептуально. Согласно данным официального брифинга, эта организация впервые появилась в 2002 году и «занимается выявлением источников растущих угроз интересам США в критически важных регионах мира».
«Эта служба также определит возможности воздействия на поведение противника до и на ранних этапах кризиса», — сказано в докладе.
В 2003 году эти задачи расширились и теперь включают в себя работу по «обеспечению как можно более раннего предупреждения о технологических достижениях, которые могут подорвать военное превосходство США».
Наблюдения НЛО часто является свидетельством перспективных и секретных проектов в области исследований и разработок военных самолетов. В рамках полномочий DIA команда экспертов могла исследовать отчеты о наблюдениях и пытаться установить, не связаны ли они с реальными программами, особенно теми, с которыми могли бы работать потенциальные противники, такие как Россия или Китай.
Команда AAWSA могла вникать в известные разработки в связанных областях, и это также имеет смысл в этом контексте. Если бы противники Америки стремительно двигались по пути создания варп-двигателей и других перспективных силовых установок, DIA определенно захотело бы знать об этом, чтобы помочь США подготовить ответные меры.
Тем не менее применимость этих исследований кажется сомнительной, как и некоторые части самого исследования. Ни в одном из отчетов не было указано, что технология, о которой они описали, приблизилась к практическому применению или что какое-либо иностранное государство близко подошло к совершению технологического прорыва.
Отчеты о встречах с НЛО в рамках программы AATIP не вызвали особого энтузиазма у ученых, ознакомившихся с опубликованным докладом. Сэт Шостак (глава Института SETI, занимающегося поиском инопланетных цивилизаций) ранее уже высказывался на тему того, почему он, сам являясь охотником за пришельцами, не верит в то, что инопланетные цивилизации нас когда-то посещали.
«Сложно поверить, что пришельцы прилетят сюда за сотни и сотни световых лет, а затем будут демонстрировать полное бездействие», — говорил Шостак.
Аналогичный скепсис со стороны видных экспертов в интересуемой области встретил и доклад о варп-двигателях, кротовых норах и прочих «звездных вратах» в рамках программы AAWSA.
Физика варп-двигателей
Иллюстрация варп-поля, создаваемого теоретическим устройством «Двигатель Алькубьерре». Находящийся внутри поля космический корабль сможет двигаться быстрее скорости света за счет «сжатия» ткани пространства перед ним и «разворачиванием» пространства позади
В докладе его авторы затрагивают сразу несколько вопросов, интересующих современную физику. Среди обсуждаемых концептов говорится о темной энергии (предсказал, но не доказал существование которой отец ОТО Альберт Эйнштейн), об искривляющих пространство-время гравитационных волнах, об эффекте Казимира, заключающемся во взаимном притяжении проводящих незаряженных тел под действием квантовых флуктуаций в вакууме, а также об М-теории, в которой говорится о возможном существовании нескольких дополнительных измерений, освоение которых определенно понадобится для работы варп-двигателя.
Авторы работы отмечают, что решение всех этих вопросов в конечном итоге позволит обойти фундаментальное правило Эйнштейна, которое гласит о невозможности двигаться быстрее скорости света.
«Этот документ рассматривает возможность, даже высокую вероятность того, что будущие разработки в области передовых аэрокосмических технологий будут связаны с воздействиями, искажающими пространственно-временные структуры, лежащие в основе пространства вакуума. Это можно назвать вакуумной или метрической инженерией».
«Это далеко не просто причудливая концепция. Существует специализированная литература в рецензируемых публикациях по физике, тема в которых подробно изучается».
«Идея в том, что достаточно продвинутая технология может взаимодействовать и получать прямой контроль над пространственно-временными измерениями. Эта дразнящая своими перспективами возможность, безусловно, заслуживает более глубокого изучения», — говорится в документе.
«Конечно, еще очень долго мы, возможно, будем не в состоянии достичь таких технологических высот, но уже сейчас, на раннем этапе 21 века, мы можем рассмотреть множество впечатляющих физических явлений, которые мы считаем истинными».
В этом же документе приводится инфографика, объясняющая, насколько быстрыми смогут стать космические путешествия, если человечество сможет передвигаться в космосе со скоростью, в сотню раз превосходящей скорость света
В документе также приводится общий принцип, согласно которому эти путешествия можно будет осуществлять. Так, согласно документу, использование достаточного объема темной энергии позволит «сжимать» перед космическим аппаратом и «разворачивать» позади него пространство. Находясь в своеобразном пузыре, корабль будет защищен от деформаций. Сам корабль внутри поля искажения фактически будет оставаться неподвижным, — перемещаться будет само искаженное пространство, в котором он находится. Это по сути и позволит кораблю двигаться быстрее скорости света, технически не нарушая физический принцип Эйнштейна.
Кэрролл отмечает, что концепт «не является абсолютным бредом», поскольку его математическая модель была разработана еще в 1994 году мексиканским физиком Мигелем Алькубьерре.
«Вы действительно не можете двигаться быстрее скорости света, однако вполне можете себе представить возможность эффективного искривления пространства-времени, которое позволит преодолеть вам этот барьер», — говорит Кэрролл.
«То есть если вы, например, захотите посетить Альфу Центавра, то вполне сможете прибегнуть к принципу искривления пространства-времени, чтобы Альфа Центавра оказалась совсем рядом с вами. Достаточно близко, чтобы можно было добраться туда за день, а не за десятки тысяч лет. Поможет ли вам в этом искривление пространства-времени? Конечно поможет. Но сможете ли вы это сделать? Сомневаюсь».
По мнению Кэрролла, доклад DIA слишком глубоко закапывается в аналитику.
«В нем обсуждаются варп-двигатель, дополнительные измерения, эффект Казимира и темная энергия. Все эти вещи действительно, возможно, когда-нибудь нам откроются. Но я убежден, что никто не сможет разобраться во всем этом в течение ближайшего тысячелетия, не говоря уже о том, как все это использовать», — комментирует ученый.
Почему все это пока неправдоподобно
Кэрролл считает, что мы очень далеки от реальности с варп-двигателями потому, что пока никто толком не знает, что вообще представляет собой темная энергия (отсюда и название «темная», то есть непонятная), не говоря уже о том, откуда она берется, как ее хранить и уж тем более использовать.
Более того, по мнению ученого, чтобы долететь до Альфы Центавра – ближайшей к нам звездной системе, расположенной в 4,367 светового года – за пару лет с помощью, скажем, космического аппарата объемом в сотню кубических метров, нам придется говорить об астрономических объемах отрицательной энергии.
«Возьмите Землю и превратите весь ее объем в энергию – именно столько вам ее потребуется. Только следует понимать, что именно отрицательной энергии. Сейчас никто понятия не имеет, как это сделать», — говорит Кэрролл.
«И мы не говорим об обычных атомах, из которых состоит Земля, и их рассеивании, как это делось с помощью «Звезды Смерти». Нам придется придумать способ, позволяющий стереть их из этой реальности».
После этого эту энергию необходимо как-то собрать, сохранить и использовать со 100-процентной эффективностью.
«Это нереальная задача. Здесь вопрос не в том, что «у нас просто нет подходящих транзисторов» для работы. Речь идет о чем-то, что не вписывается в пределы возможности в принципе».
К слову, в самом докладе и говорится, что все его выводы являются умозрительными; признается факт необходимости использования «огромного объема отрицательной энергии», а также отмечается, что на «полное понимание природы темной энергии может потребоваться очень много времени».
В то же время в документе авторы предполагают, что «экспериментальные научные прорывы в исследованиях с Большим адронным коллайдером, а также дальнейшее развитие М-теории могут привести к квантовому скачку в нашем понимании этой необычной формы энергии и, возможно, новым прямых технологическим инновациям».
Спустя почти десять лет работы БАК так и не нашел хоть какого-нибудь доказательства существования частиц, которые позволили бы приоткрыть завесу тайны вокруг темной энергии. Проводимые эксперименты также не поспособствовали дальнейшему развитию М-теории.
Даже если предположить, что каким-то образом будет обнаружен способ получения темной энергии, а также способ скормить ее планетарный объем варп-двигателям корабля, выбрать подходящее направление для путешествия и даже отправиться в него, мы, а точнее те, кто полетят, столкнутся с не менее важными проблемами, решить которые будет жизненно необходимо еще до начала такого путешествия.
Из-за самого искривления пространства межзвездные путешественники могут утратить контроль над кораблем еще в момент начала полета. На пути следования к своей цели люди также могут столкнуться с проблемами. Есть вероятность, что излучение Хокинга, предположительно находящееся на границах черных дыр и других очень искривленных гравитацией областях космоса, может не только создать помехи в работе варп-поля, но и убить пассажиров корабля, пролетающего мимо.
Замедление космического аппарата также может оказаться смертельным для его команды. Аппарат, выходящий из варпа, может превратить космический газ и пыль, протяженностью в несколько световых лет от места отправки до места назначения, в смертоносную ударную волну из высокозаряженных частиц.
«Наука не позволяет мне одномоментно исключить возможность варп-путешествий, но все-таки я считаю, что это невозможно. Я думаю, что если бы мы лучше понимали физику, то уже бы без всяких сомнений сказали, что это сделать просто невозможно», — подытожил Кэрролл.
Нет комментарий