По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый день (!) в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 3 000 человек. Самые жуткие катастрофы происходят из-за пьяных водителей, поэтому органы власти пытаются всячески с ними бороться. В России за вождение в пьяном виде грозит штраф в размере 30 000 рублей и лишение прав на срок до 2 лет. В других странах тоже действуют похожие законы, но борьбу с нетрезвыми водителями ведут не только органы правопорядка. Многие компании оснащают свои автомобили системами распознавания пьяных людей — если водитель сядет за руль пьяным, машина просто не заведется. Однако, по мнению японских инженеров, такие системы имеют большие минусы. Они перечислили их и представили свою альтернативу в виде кресла для слежения за движениями человека.

Кресло для распознавания пьяных водителей может спасать тысячи жизней в год

Японские ученые придумали новый способ борьбы с пьяными водителями

Системы распознавания пьяных водителей

Некоторые автомобили уже оснащены системами для распознавания нетрезвых водителей. В большинстве случаев, они полагаются на камеры и работают одним из двух способов. Первый заключается в том, что камера смотрит на дорогу и фиксирует любые движения, которые может совершать пьяный водитель: неровная езда между полосами движения, внезапные маневры и так далее. Второй способ распознавания нетрезвого заключается в том, что камера смотрит внутрь салона автомобиля и следит за положением тела человека: закрытие век, опускание головы и другие признаки опьянения заставляют машину остановиться.

Кресло для распознавания пьяных водителей может спасать тысячи жизней в год

Обычно системы распознавания пьяных водителей работают при помощи камер

По мнению японских инженеров, оба способа имеют серьезные недостатки. Например, внешние камеры могут быть загрязнены и перестать следить за дорогой. Внутренние камеры, в большинстве случаев, плохо работают при недостаточном освещении. Да и сами пьяные водители могут легко обмануть систему, повесив перед камерой свою фотографию — об этом я уже упоминал ранее. Так что системы действительно могут быть неэффективными, что может стать причиной несчастных случаев со смертельными исходами.

Кресло для распознавания пьяных водителей может спасать тысячи жизней в год

Иногда систему безопасности можно обмануть при помощи обычной фотографии

Новые сиденья в автомобилях против пьяных водителей

По данным издания New Atlas, в качестве альтернативы исследователи предложили оснащать автомобили сиденьями со специальными датчиками. Суть идеи ученых гласит, что первая группа датчиков должна располагаться на спинке кресла и следить за частотой дыхания и сердцебиения человека — при опьянении эти показатели резко меняются. Вторая группа датчиков должна располагаться прямо на сиденье, под водителем, чтобы распознавать наклоны влево и вправо. Эти движения тоже могут свидетельствовать о том, что человек пьян и начинает засыпать.

Кресло для распознавания пьяных водителей может спасать тысячи жизней в год

Вторая группа датчиков расположена прямо на сиденье

Датчики для распознавания пьяных водителей изготовлены из пьезоэлектрических материалов, то есть вырабатывают электричество при механическом воздействии. То есть, когда человек движется, материал вырабатывает ток и тем самым передает данные о характере движений. Звучит круто, но такие материалы могут сломаться под воздействием высоких температур, а ведь автомобили всегда сильно нагреваются.

Кресло для распознавания пьяных водителей может спасать тысячи жизней в год

Автомобиль под тепловизором

Ученые нашли способ устранить этот недостаток. Они поместили измеряющий ток коаксиальный кабель внутрь сложенного листа из пьезоэлектрического материала. С одной стороны этот лист покрыт полимерной подложки с пленкой оксида цинка, а с другой — серебряной пастой. Благодаря защите, датчики способны работать даже при нагревании до 121 градуса Цельсия.

Кресло для распознавания пьяных водителей может спасать тысячи жизней в год

В салоне автомобиля датчики видны не будут

Идея действительно хороша, потому что такие датчики сложнее обмануть, чем камеры. Вряд ли кто-то будет заморачиваться со взломом системы распознавания частоты сердцебиения — проще не садиться пьяным за руль. К сожалению, на данный момент это просто идея, изложенная на бумаге. В будущем ученые намерены внедрить датчики в настоящее водительское кресло и протестировать на реальных дорогах. Если из этого действительно выйдет что-то стоящее, мы обязательно об этом расскажем — facebook.

По материалам hi-news