По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый день (!) в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 3 000 человек. Самые жуткие катастрофы происходят из-за пьяных водителей, поэтому органы власти пытаются всячески с ними бороться. В России за вождение в пьяном виде грозит штраф в размере 30 000 рублей и лишение прав на срок до 2 лет. В других странах тоже действуют похожие законы, но борьбу с нетрезвыми водителями ведут не только органы правопорядка. Многие компании оснащают свои автомобили системами распознавания пьяных людей — если водитель сядет за руль пьяным, машина просто не заведется. Однако, по мнению японских инженеров, такие системы имеют большие минусы. Они перечислили их и представили свою альтернативу в виде кресла для слежения за движениями человека.
Системы распознавания пьяных водителей
Некоторые автомобили уже оснащены системами для распознавания нетрезвых водителей. В большинстве случаев, они полагаются на камеры и работают одним из двух способов. Первый заключается в том, что камера смотрит на дорогу и фиксирует любые движения, которые может совершать пьяный водитель: неровная езда между полосами движения, внезапные маневры и так далее. Второй способ распознавания нетрезвого заключается в том, что камера смотрит внутрь салона автомобиля и следит за положением тела человека: закрытие век, опускание головы и другие признаки опьянения заставляют машину остановиться.
По мнению японских инженеров, оба способа имеют серьезные недостатки. Например, внешние камеры могут быть загрязнены и перестать следить за дорогой. Внутренние камеры, в большинстве случаев, плохо работают при недостаточном освещении. Да и сами пьяные водители могут легко обмануть систему, повесив перед камерой свою фотографию — об этом я уже упоминал ранее. Так что системы действительно могут быть неэффективными, что может стать причиной несчастных случаев со смертельными исходами.
Новые сиденья в автомобилях против пьяных водителей
По данным издания New Atlas, в качестве альтернативы исследователи предложили оснащать автомобили сиденьями со специальными датчиками. Суть идеи ученых гласит, что первая группа датчиков должна располагаться на спинке кресла и следить за частотой дыхания и сердцебиения человека — при опьянении эти показатели резко меняются. Вторая группа датчиков должна располагаться прямо на сиденье, под водителем, чтобы распознавать наклоны влево и вправо. Эти движения тоже могут свидетельствовать о том, что человек пьян и начинает засыпать.
Датчики для распознавания пьяных водителей изготовлены из пьезоэлектрических материалов, то есть вырабатывают электричество при механическом воздействии. То есть, когда человек движется, материал вырабатывает ток и тем самым передает данные о характере движений. Звучит круто, но такие материалы могут сломаться под воздействием высоких температур, а ведь автомобили всегда сильно нагреваются.
Ученые нашли способ устранить этот недостаток. Они поместили измеряющий ток коаксиальный кабель внутрь сложенного листа из пьезоэлектрического материала. С одной стороны этот лист покрыт полимерной подложки с пленкой оксида цинка, а с другой — серебряной пастой. Благодаря защите, датчики способны работать даже при нагревании до 121 градуса Цельсия.
Идея действительно хороша, потому что такие датчики сложнее обмануть, чем камеры. Вряд ли кто-то будет заморачиваться со взломом системы распознавания частоты сердцебиения — проще не садиться пьяным за руль. К сожалению, на данный момент это просто идея, изложенная на бумаге. В будущем ученые намерены внедрить датчики в настоящее водительское кресло и протестировать на реальных дорогах. Если из этого действительно выйдет что-то стоящее, мы обязательно об этом расскажем — facebook.
Нет комментарий