Чтобы человекоподобный робот был более «дружественным», его риторика должна быть менее конкретной.
Эксперименты с роботом «Snackbot» и другими человекоподобными роботами показывают, что то, как роботы общаются, имеет большое значение в отношениях человека к ним.

Выпечка кексов может быть больше вопросом социального общения, чем просто технологическим процессом. Особенно, если кексы не выпекаются в кухонной печи, а их готовит Ваш кухонный партнер-робот. И его «всегда правильный» совет может быть Вам неприятен – делятся своими мыслями социальный психолог Сара Кислер и ее коллеги из Университета Карнеги-Меллон в Питсбурге. Но, если робот будет использовать разные типы риторики, это поможет смягчить проблему.

В одном эксперименте проводилось наблюдение: как опытные пекари давали советы менее искушённым в кулинарном деле добровольцам. Были сделаны записи и выделены несколько разных подходов, которые использовали эксперты. Например, приятные люди, когда дают совет, говорят двусмысленно. То, есть, они говорят: «Возможно, лучше попробовать сделать это», а не просто «Сделайте это». Они также смягчают категоричность своего совета «посторонними» фразами, такими как «Ну, таким образом … Вы можете попробовать».

Таким образом, было создано несколько видеофильмов, в которых либо роботы, либо люди давали советы добровольцам, (которые хотели научиться, как испечь что-либо), используя различные комбинации слов, придуманных экспертами. А новая группа добровольцев смотрела эти видеофильмы. Они нашли, что «уклончивость» (или «хеджирование») в общении с добровольцами оказалась более приятной. Этот эффект оказался еще более убедительным для роботов, поскольку добровольцы сочли роботов менее «угрожающими», чем людей, когда роботы используют человеческий язык.
Почему же пекари-добровольцы охотнее следовали советам роботов, а не пекарям? Представляется, что они менее волновались потерять свою репутацию при общении с роботами («А, вдруг, я что-то сделаю не так?»).

Похожие исследования проводились и для роботов-официантов. Бело-оранжевый робот-официант «Snackbot» катался по офису с подносам с различными кушаньями и предлагал их офисным работникам.
Какой должна быть риторика робота
Изыскатели стремилось понять, какие факторы помогают роботу наладить лучшую коммуникативную связь с людьми. Так же, как в человеческих отношениях, оказалось, что общего рецепта не существует. Помогает разнообразие. При общении с половиной сотрудников, робот запоминал предыдущие факты общения и создавал на их основе общий «социальный портрет» кулинарных предпочтений офисного работника. 3 четверти участников этого эксперимента сообщили, что им понравились такое «псевдосоциальное» взаимодействие, когда робот заранее предлагает наиболее популярное в данном офисе блюдо. А другие исследования взаимодействия человека и робота показали, что большинству людей становится скучно с роботами, которые повторяют одно и то же.

Это – полезная информация для тренеров, диетврачей и проектировщиков будущих автоматизированных роботов-советников. Эти роботы должны будут учиться хорошо слушать своего клиента. Поначалу, программа идентификации смысла речи у робота «Snackbot»была настолько плоха, что речь клиента записывалась и передавалась удалённому оператору, который выбирал наиболее подходящие ответы из базы данных ответов. Но сегодня искусственный интеллект достаточно хорош, чтобы позволить роботу общаться с людьми более независимо. При общении с людьми, роботы должны будут заимствовать у людей такие уловки, как «хеджирование», чтобы быть более «дружественными» к своим клиентам. Ведь, например, молодому специалисту интересней обучаться у веселого наставника, чем у сварливого босса…