Многие зарубежные компании заявили об уходе с российского рынка или приостановке своей деятельности. Они перестали экспортировать свою продукцию, инвестировать в развитие брендов либо даже остановили производства, работавшие на территории России. Как не сложно догадаться, это говорит о том, что многие товары пропадут с полок магазинов или окажутся в дефиците. Проблемы могут коснуться не только рядовых граждан, но и промышленности. К примеру, РЖД столкнется с отсутствием комплектующих для некоторых типов вагонов. Но насколько вообще серьезная ситуация, каких товаров она коснется и появится ли на рынке альтернатива? Постараемся разобраться в этих вопросах, которые с каждым днем становятся все более актуальными.
Продукты питания
На рынке продуктов питания ситуация пока более-менее стабильная. Чтобы защитить внутренний продовольственный рынок, а также предотвратить рост цен на стратегически важную сельскохозяйственную продукцию, Правительство вело ряд ограничений, касающихся ее вывоза из страны. В частности, запрещен вывоз зерновых культур, сахара, семян подсолнечника и некоторых других продуктов.
Беспокоиться о дефиците продуктов питания зарубежного производства, пожалуй, тоже не стоит. Санкции пока не касаются регулирования импорта. Однако, следует учитывать, что процесс введения санкций западными странами еще не закончился. Другими словами, ситуация может в любой момент измениться. Кроме того, как было сказано выше, некоторые бренды сами заявили об уходе с российского рынка, не дожидаясь ввода санкций.
К примеру, на российских прилавках больше не будет напитков PepsiCo. Компания сообщила об остановке продаж Pepsi, Mirinda, 7Up и некоторых других популярных напитков. Любителям пива Heineken также придется забыть об этом хмельном напитке. Компания Nestle сообщила о прекращении поставок продукции под маркой Nespresso.
Под угрозой оказалась и продукция, которая поступает с Фарерских островов. В первую очередь это скумбрия и сельдь. Она обеспечивает рынок рыбой этих сортов на 40–50%. Что касается рынка чая и кофе, угроз ему пока нет, так как эта продукция поставляется со стран, которые не поддержали санкции.
Однако покупатели уже заметили дефицит некоторых продуктов в крупных сетевых магазинах. При этом цены на множество продовольственных товаров пошли вверх. В частности, это касается сахара, круп, кофе, некоторых кондитерских изделий и пр.
Стоит иметь в виду, что дефицит импортных продуктов питания может возникнуть не только из-за санкций, касающихся их поставок, но и проблем с логистикой. Кроме того, в мире отмечается существенный рост цен на перевозки. К примеру стоимость грузоперевозок морем выросла более чем в шесть раз.
Автомобили
Некоторые популярные марки автомобилей станут недоступны. Об уходе с российского рынка заявил Ford, «Фольксваген Груп Рус», General Motors, а также Jaguar, Porsche и Land Rover. Все эти компании перестают производить и поставлять автомобили на российский рынок.
Также ситуация отразится и на отечественных производителях. АвтоВАЗ уже отправил сотрудников в корпоративный отпуск. Связано это с отсутствием поставок электронных компонентов. Конечно, автомобили — это не товары первой необходимости. Многие россияне уход этих компаний даже не заметят. Но тем, кто может себе позволить новую машину, похоже, придется смотреть в сторону китайских марок, таких как Haval, Chery, Geely и т.д. Правда, китайские производители тоже пока приостановили отгрузки машин. Тем не менее продажи китайских автомобилей увеличились на 70%.
Бытовая техника и электроники
Наибольший дефицит ожидается именно в этом сегменте товаров. Из магазинов может исчезнуть даже техника, которая производится в России, если при ее изготовлении используются импортные компоненты. А в России, как известно, не производятся чипы. Собственные заводы должны появиться только к 2030 году, причем они будут производить чипы по 16-нанометровому техпроцессу.
Ранее мы рассказывали, что Россия в ответ может вообще весь мир оставить без чипов. Однако ситуацию на внутреннем рынке быттехники и электроники это все равно не улучшит. Поэтому уже сейчас отмечается рост цен на оставшуюся продукцию.
Подшипники
Казалось бы, подшипники — это не смартфон или другая сложная электроника. Тем не менее некоторых подшипников в стране нет. В частности, кассетные подшипники для некоторых типов вагонов закупались у иностранных производителей, таких как SKF. В настоящее время завод этой компании в Твери работает под управлением российского менеджмента. Тем не менее его мощностей недостаточно, чтобы обеспечить все потребности страны.
Дефицит качественных подшипников приведет к снижению грузоподъемности парка, а следовательно, замедлению логистической сети. Наибольшая потребность в таких подшипниках придется на 2023 год. Как эта проблема будет решаться, пока неизвестно.
Прочие товары
Помимо прочего в стране может возникнуть дефицит ряда фармацевтических препаратов и медицинского специального оборудование. Автовладельцы столкнутся с дефицитом на рынке автозапчастей, комплектующих и расходников. Кроме того, как мы рассказывали ранее, ожидается дефицит и подорожание одежды.
Уже сейчас россияне столкнулись с дефицитом офисной бумаги. В тех магазинах, где ее все еще можно купить, цена выросла в несколько раз. Кроме того, отмечается ухудшение ее качества — бумага отечественных производителей более желтая и толстая. Напоследок отметим, что дефицит — это не полное исчезновение товара. Его можно будет купить, однако гораздо сложнее чем раньше и, разумеется, по завышенной цене.
Нет комментарий