В минувшие годы при создании софта для яблочных гаджетов определиться с направлением работы было проще простого – либо десктоп Mac, либо смартфоны iPhone и планшеты iPad. Но всего в течение года количество платформ разрослось до четырех, (iOS, OS X, tvOS и WatchOS) и показательные огрехи с портированием приложений для iPad Pro указывают, что ситуация меняется кардинальным образом.
Зловещий призрак фрагментации среды
«Вселенная Android по самой своей сути обречена с момента создания мутировать и дробиться, а эко-среда Apple, как полная противоположность, лишена данного дефекта».
В эту концепцию, запущенную еще Джобсом, пользовательская аудитория верила годы напролет, не утруждаясь размышлениям о том, справедливо ли распространять свойства iOS на весь ассортимент продукции яблочной корпорации. А он к концу 2015-го года разросся настолько, что впору вновь вспоминать о проблеме фрагментации среды – не программной, а аппаратной.
Что видит покупатель, переступающий порог магазина Apple Store? Три типа iPhone, каждый в своем форм-факторе, с принципиально разной диагональю экрана, с полдюжины Mac, примерно столько же моделей планшетов iPad, массу браслетов к часам Apple Watch, на экранах которых также запускаются всевозможные приложения. За последние месяцы к ним присоединились приставка Apple TV 4 поколения и царь-планшет iPad Pro со стилусом и клавиатурой – каждый со своей архитектурой программной среды и критериями отбора ПО. Канули в Лету времена, когда экран iPhone оставался неизменным на протяжении 5-ти поколений смартфонов, купертиновцы более не стеснены рамками собственных традиций и тех принципов, благодаря которым ранее удавалось посмеиваться над угрозой фрагментации.
То, что так радует взор и мысли покупателя, с позиции разработчика ПО ничуть не лучше творческого хаоса, царящего среди гаджетов под Android. Большинство, ничтоже сумняшеся, ранее просто двигались за деньгами – раз Apple больше всего зарабатывает на продаже именно iPhone, то и приложения нужно писать в первую очередь для смартфонов. Действительно, невелика беда, что некий пользователь однажды не сможет найти версию любимой игры для планшета или не обнаружит подходящий софт в каталоге для умных часов. Иное дело тотальная пустота в онлайн-магазинах или, что хуже, засилье «тяп-ляп модификаций» старых приложений – с увеличением количества платформ разработчики утрачивают возможность своевременно адаптировать ПО.
В октябре, еще до появления на рынке iPad Pro и связанных с ним хлопот, представители игровой индустрии заявляли, что не планируют модернизировать ряд популярных проектов под iOS 9. Дескать, хлопотно и не прибыльно, а от Apple никакой помощи, только давление и требования как угодно затянуть ремни, но только не покидать строй. Надолго ли хватит авторитета компании? Без радикальных реформ – едва ли, по расчетам аналитика портала Cnet, Скотта Штейна (Scott Stein), лишь менее 10% приложений из 13-тысячной библиотеки для Apple Watch действительно разработаны с учетом специфики watchOS 2. Остальные является переделками софта для iPhone и даже те студии, что заблаговременно получили доступ к новой платформе, показательного рвения проявлять не стали.
И вот вышел iPad Pro, однако Apple не спешит с открытой и честной улыбкой рапортовать о том, сколько именно из нынешних 850 000 приложений в App Store действительно имеют удачные модификации для планшета данного уровня.
Так выглядит Instagram на экране iPad Pro в первые недели после появления планшета в продаже:
Мысли на распутье
Позицию крупных игроков на рынке программного обеспечения озвучивает Джейми Халл (Jamie Hull), вице-президент по мобильным продуктам Evernote.
«Apple выпустила за последние месяцы столько замечательных продуктов, что мы первым делом обязаны определить, какие из них будут востребованы у наших клиентов. Остальные – с глаз долой».
Компания не без удовольствия описывает успехи в эксплуатации своего клиента для Apple Watch, но даже не планирует создавать версию для второго поколения watchOS.
«Пользователи Evernote с «умными часами» Apple очень активны, но их количество ничтожно и увеличиваться не будет. Зато тех, кто купит iPad Pro и будет оставлять заметки стилусом Apple Pencil, наверняка окажется достаточно, чтобы оправдать коммерческую целесообразность разработки отдельного приложения».
Бизнес есть бизнес.
Нельзя отрицать тот факт, что в Apple понимают степень опасности и не сидят, сложа руки. Компания последние годы практикует ранний доступ к новинкам для благонадежных партнеров – первые «умные часы» стали поступать к сторонним разработчикам ПО в ноябре 2014-го года, минимум за 5 месяцев до официального появления продукта на рынке. Даже фактор конкурентной угрозы отходит на второй план, например, у Microsoft, производителя гибрида Surface, было предостаточно времени изучить iPad Pro, когда она параллельно с Adobe Systems и Autodesk трудилась над пакетами офисного ПО задолго до того, как планшет сделали доступным для широкой аудитории.
Уровнем ниже, среди небольших студий, условия для работы иные – здесь ощущается острейший кадровый голод. Программистов-профи на всех не хватает, а у самих специалистов элементарно нет времени на всестороннее освоение важных ноу-хау, вроде технологий Metal и 3D Touch. Наивно предполагать, что даже при наличии всех API скромный коллектив способен повторить то, на что купертиновские небожители потратили несколько лет труда – теперь-то мы знаем, что почти все серьезные проекты Apple кропотливо разрабатывает годы напролет. Кто-то идет на сделку с совестью, но хватает и поклонников прагматичного, честного подхода: не сможешь гарантировать должного качества реализации – не берись, не трать попусту силы и не порождай иллюзий.
Выпуск новых продуктов, появление технологических диковинок и перспективных сервисов – это всегда интересно, любопытно и интригующе. Однако закрома App Store и прочих профильных магазинов ПО заполняют не энтузиасты с горящими глазами, не капризные творческие личности, а ремесленники-работяги. Россыпи софта – результат их рутинного труда, но нельзя одновременно работать на нескольких разных конвейерах. И тот факт, что Apple яро призывает помочь ей с развитием новых направлений деятельности, не является веским аргументом. Согласно результатам опросов разработчиков журналистами Cnet.com, большинство предпочитает ориентироваться на платформу iPhone, игнорируя новинки вроде Apple TV и iPad Pro.
Нет комментарий