«СПАМ» является одним из тех слов, которые мы регулярно употребляем, но толком не понимаем, почему оно несет именно эту смысловую нагрузку. Как марка паштета, появившаяся на рынке еще в 1936 году, стала ассоциироваться с массовой и нежелательной рассылкой рекламных предложений в эпоху информационных технологий? Мало того, что сама эта история оказалась яркой и небанальной, так в ней нашлось место еще и комик-группе «Монти Пайтон». Ее скетч тоже помог приобрести слову современный смысл.
Что такое спам (spam)?
Спам (от англ. spam) — рассылка корреспонденции рекламного характера лицам, не выражавшим желания ее получать. Распространителей спама называют спамерами.
История происхождения термина «спам»
В почтовом ящике почти у каждого есть папка «Нежелательная почта», куда вручную и автоматически складываются письма. Не секрет, что мы получаем множество сообщений с предложениями рекламного характера. Одни письма касаются нашей деятельности и интересов, другие же вообще заставляют недоумевать – при чем тут я? Но их роднит то, что мы и не просили никого присылать нам подобные предложения. Стоит только отписаться от одного отправителя или заблокировать его, как вместо него появляются другие. Кажется, борьба со спамом – неприятная, но неизбежная часть Интернета. Недооценивать роль спама в современном мире не стоит недооценивать – на него приходится от 60 до 80% всех электронных писем. Канал распространения не ограничен только е-мейлами, это еще и мессенджеры, социальные сети, блоги, SMS…
Аббревиатура СПАМ или SPAM изначально не была связана с информационными технологиями. Бренд SPAM возник в 1936 году, и под ним выпускались мясные консервы (Shoulder of Pork and hAM — «свиные лопатки и окорока», a по другим данным, SPiced hAM— «ветчина со специями»).
Короткое звучное слово оказалось на слуху, чем способствовала и бурная реклама, и даже Вторая мировая война. Эти консервы поставлялись в американскую армию, а в послевоенные голодные годы стали неплохим заменителем мяса в Британии. Именно с этим и связан скетч «Монти Пайтон», в ходе которого участники сценки многократно повторяют навязчивое слово SPAM. Посетитель просил блюдо без SPAM, официантка стала предлагать ему имеющиеся блюда, но они все содержали немного SPAM. Хаос развила группа запевших викингов, поклонников мясного блюда.
Подобное использование слова запомнилось, и с развитием Интернета оно приобрело новый смысл. В первых компьютерных сетях не обошлось и без рекламы. Но она, конечно же, мешала общению энтузиастов. Они стали называть посторонние навязчивые сообщения «спамом», по аналогии со сценкой «Монти Пайтон». Вскоре слово стало нарицательным. И если производитель консервы, компания Hormel Foods, даже популяризировала памятный скетч, то новая трактовка названия продукта ее не порадовала. Но попытки отстоять право на слово провалились!
Наиболее распространенные виды спама
Сегодня существует сразу несколько распространенных видов спама – рекламодатели постоянно придумывают, как донести до нас свои предложения. Спамом могут пользоваться в качестве рекламы вполне легальные компании, которые таким дешевым способом «ковровых бомбардировок» пытаются заявить о себе. Правда, иногда клиентов подобная навязчивость только отпугивает. Спам может использоваться для рекламы незаконной продукции, о которой нет возможности рассказать через легальные каналы. Антиреклама, порочащая конкурентов, тоже может являться видом спама. Порой мошенники с помощью рассылки многочисленных однотипных писем пытаются выманить у людей деньги. Классическим примером являются «нигерийские письма» в виде сообщения о неожиданном наследстве. Другой способ мошенничества на основе спама – фишинг. В письме указывается ссылка на поддельный адрес доверенного ресурса, переход туда чреват потерей личных данных. Спамом считаются и многочисленные «письма счастья», и рассылка писем-вирусов, политическая или предвыборная пропаганда, просьбы о выделении денег на лечение детей…
Аналитики считают спам низкоэффективным рекламным инструментом. Но солидные штрафы не останавливают организаторов от подобных рассылок. А пока пользователям приходится учиться привыкать к жизни в новом мире, где информации так много, что порой надо себя от нее защищать.
Нет комментарий