После очередной эскалации палестино-израильского конфликта в 2021 году весь мир облетели кадры с работой израильской системы ПРО “Железный купол”, на которых хорошо видно, как она сбивает баллистические ракеты. Согласно официальным данным, за 10 лет существования «Железный купол» сбил порядка 3000 ракет. Но самое интересное, что после неудачных пусков инженеры-разработчики компаний Rafael, mPrest и Elta IAI тщательно изучают почему система дала сбой, и при необходимости вносят в нее изменения. Но это не единственная особенность данной системы ПРО. Она способна решать задачи, с которыми не могут справиться многие другие известные системы ПВО.
История разработки “Железного купола”
Решение о создании системы ПРО было принято министерством обороны Израиля еще в 2004 году в связи с обстрелами городов со стороны Палестины. Исследования и разработка проектной документации началась в 2005 году. Проектом занялись концерны Israel Aerospace Industries и Rafael Advanced Defense Systems.
В середине 2007 года министр обороны Эхуд Барак утвердил разработку системы ПРО “Железный купол”. В этом же году начались первые испытания системы, которые длились до 2009 года включительно. Уже в августе 2009 года министерство обороны Израиля сформировало первый батальон новой системы ПРО. А спустя два года, то есть в 2011 году «Железный купол» был принят на вооружение. Надо сказать, что практически сразу же произошло и его первое боевое применение — система успешно сбила ракету РСЗО “Град”.
В 2014 году компания Rafael презентовала вариант «Железного купола» морского базирования. Предположительно, эти системы созданы для защиты газовых платформ Израиля с кораблей ВМФ.
Предназначение и принцип работы
“Железный купол” (на израильском «Кипат барзель») представляет собой тактическую мобильную систему противоракетной обороны. То есть она предназначена для того, чтобы своевременно замечать и уничтожать тактические неуправляемые баллистические и крылатые ракеты, а также артиллерийские снаряды, выпущенные с расстояние 4-70 км.
Проще говоря, “Железный купол” способен обеспечивать защиту от ракет РСЗО, таких как российский «Торнадо» и американский HIMARS, а также артиллерийских снарядов. В этом и заключается его главная особенность. Подавляющее большинство других систем ПВО и ПРО бессильны против таких угроз с воздуха, либо их эффективность крайне низкая. После очередной модернизации в 2015 году система получила возможность уничтожать БПЛА.
Еще одна особенность данной системы — она создана в первую очередь для защиты гражданского населения, а не военных объектов и армии. Поэтому сбивает только те ракеты, которые нацелены на жилые районы городов
«Железный купол» состоит из трех основных элементов — радара, контрольного центра и пусковой установки. Радар обнаруживает приближающиеся ракеты и передает данные на контрольный центр, который в течение нескольких секунд просчитывает траекторию их полета и запускает ракеты-перехватчики.
Надо сказать, что высокая скорость работы — это одно из важнейших требований, которые было поставлено при разработке системы. Дело в том, что время подлета ракет от границ с сектором Газа до городов Израиля, в зависимости от их расположения, составляет всего 15-90 секунд.
Батарея (минимальная огневая единица) включает в себя от трех до четырех пусковых установок, каждая из которых способна выпустить до 20 ракет. То есть в общей сложности батарея способна выпустить по воздушным целям до 60-80 ракет.
Ракета перехватчик не сбивает вражескую ракету, но взрывается поблизости с ней, что приводит к ее уничтожению на расстоянии. Надо сказать, что даже после уничтожения ракеты опасность для мирных жителей сохраняются, так как на землю падают обломки обеих ракет. Они могут стать причиной разрушений или даже жертв. Но, в любом случае, обломки несут гораздо меньшую опасность, чем несбитые вражеские ракеты.
Технические характеристики “Железного купола”
“Железный купол» способен уничтожать баллистические цели в радиусе до 40 км, при этом максимальная дальность полета ракет-перехватчиков «Тамир» составляет 70 км. По некоторым данным, компания-разработчик планирует увеличить дальность полета ракет до 250 км.
По данным компании Rafael, ракеты способны сбивать самолеты, летящие на высоте до 10 км. Скорость полета ракет-перехватчиков составляет 300 м/с. Для повышения точности, ракеты оснащены радарами. Подобный принцип используется в ракетах-перехватчиках американской системы PRO “Patriot”.
В 2012 году в газете The Jerusalem Post вышла публикация, в которой утверждалось, что “Железный купол” сбил 90% ракет, выпущенных из сектора Газа. Другие источники также подтверждают, что эффективность установок находится в пределах 87-90%. Отметим, что для систем ПРО и ПВО такой результат является крайне высоким. Напомним, что не существует вооружения, которое бы обеспечивало защиту на 100%, о чем мы рассказывали ранее.
Стоимость системы ПРО “Железный купол” и поставки другим странам
Стоимость одной батареи “Железный купол” по разным данным составляет от 50 до 170 млн долларов. К примеру, известно, что США несколько лет назад купили две батареи стоимостью 373 миллионов долларов. Однако в эту цену были включены инструкторы, запас ракет, обучение и полное сопровождение системы. То есть стоимость самих систем как раз могла находиться в пределах 170 миллионов долларов США.
Стоимость одной ракеты «Тамир» составляет от 20 до 100 тысяч долларов США. К слову, ракета “Кассам” обходится палестинским группировкам всего в несколько сотен долларов. Поэтому израильская система ПРО нередко подвергается критике из-за высокой стоимости эксплуатации. Но, стоит учитывать, что восстановление инфраструктуры и выплаты компенсаций обходятся еще дороже, чем пуск ракет-перехватчиков.
Известно, что в самом Израиле в 2021 году были задействованы десять батарей “Железный купол”, однако по оценкам экспертов, для эффективной защиты всей территории Израиля необходимо иметь на вооружении 13 батарей.
Система ПРО стоит на вооружении не только Израиля и США, но и ряда других стран. По данным СМИ системы поставлялись в Азербайджан, Индию и Румынию. По некоторым данным систему также планирует приобрести Южная Корея и Венгрия.
Нет комментарий