В 30-х и 40-х годах прошлого столетия Малкольм Кэмпбелл был не меньше известен, чем, например, короли, президенты и министры крупных держав. Причина в том, что этот человек был буквально одержим скоростью и установил мировые рекорды на земле и воде. Но самое интересное, что потомки Малкольма Кэмпбелла пошли по его стопам, и продолжили устанавливать новые рекорды. Дональд Кэмпбелл, один из его сыновей, закончил свою жизнь трагически, пытаясь преодолеть собственное достижение на воде на озере Конистон в 1967. Тело пилота удалось найти и извлечь из воды только спустя более 30 лет.

Жажда скорости: как семья Кэмпбелл устанавливала мировые рекорды на суше и воде

Автомобиль «Синяя птица», на которой Малкольм Кэмпбелл установил свой последний рекорд скорости. Источник фото: radiolemans.co

“Синяя птица” Малкольм Кэмпбелла

Малкольм Кэмпбелл родился 11 марта 1885 года в Британии, городе Чизлхерсте. Во время обучения в Германии он стал активно интересоваться мотоциклами и мотогонками. Поэтому спустя несколько лет по возвращении в Англию, он полностью посвятил себя мотоспорту. В 1906—1908 годах Кэмпбелл выиграл три гонки на мотоциклах London to Lands End Trials.

Однако уже в 1910 году он переключился на гонки на автомобилях, а свой первый гоночный автомобиль назвал “Синей птицей”. С тех пор он и его потомки давали это название всем своим гоночным автомобилям и водным глиссерам. При этом сами машины они окрашивали в синий цвет. Такое название Малкольмом Кэмпбеллом было придумано под впечатлением от одноименной пьесы Мориса Метерлинка “Синяя птица”, которую он посмотрел в театре.

С началом Первой мировой войны Малкольм Кэмпбелл был призван в качестве военного мотоциклиста и участвовал в битве при Монсе в августе 1914 года. Затем его перевели в Королевский авиакорпус. Еще до войны он имел некоторый опыт полетов на различных самолетах, в том числе и на созданном собственноручно.

Жажда скорости: как семья Кэмпбелл устанавливала мировые рекорды на суше и воде

Малкольм Кэмпбелл в гоночном автомобиле. Источник фото: rdrc.ru

Рекорды скорости Малкольма Кэмпбелла в 20-х годах

В 20-х годах Малкольмом Кэмпбелл приобрел спортивную машину Sunbeam, которая позволила ему разогнаться до рекордной скорости в 226 километров в час. После ремонта, обслуживания и перекраски, “Синяя птица” отправилась на остров Фаноэ в Дании, смогла развить еще большую скорость — 234 километра в час. Однако этот рекорд не получил международного признания.

Но Кэмпбелла это не остановило. После настройки автомобиля и нескольких неудачных попыток, он разогнался до 235,22 километра в час, в результате чего побил официальный рекорд, установленный ранее на автомобиле Fiat во Франции. На этот раз его достижение было зафиксировано и общепризнано.

Когда до Малкольма Кэмпбелла дошли слухи, что его рекорд собирается побить Джон Годфри Пэрри Томас, он совершил еще один заезд, и смог разогнать свой автомобиль до 242 километров в час, в результате чего стал первым водителем, преодолевшим скорость в 150 миль в час. В честь этого события он создал несколько машин Sunbeam с 350-сильным двигателем объемом 18,3 литра. Два из них сохранились по сей день.

Жажда скорости: как семья Кэмпбелл устанавливала мировые рекорды на суше и воде

Гонщик Генри Сигрейв (слева). Источник фото: techinsider.ru

Однако рекорд продержался не долго. Уже в следующем году максимальную скорость преодолел Генри Сигрейв на автомобиле с мотором в тысячу лошадиных сил. Разумеется, это подтолкнуло Малкольма Кэмпбелла к новым достижениям. В течение последующих десяти лет он готовился к новому рекорду.

В начале 27-го года для этого был создан Napier-Campbell Blue Bird, то есть третья версия Blue Bird с двенадцатицилиндровым мотором Napier Lion мощностью около 450 лошадиных сил без наддува и объемом 22,3 литра. К слову, аналогичным мотором был оснащен гидросамолет Supermarine S.5.

На этом автомобиле Малкольм Кэмпбелл разогнался до 314 километров в час. Однако гонщик Генри Сигрейва вскоре на автомобиле Sunbeam с 1000-сильным мотором достиг скорости в 320 километров в час. Тогда Кэмпбелл перестроил свой автомобиль, и установил новый, более мощный двигатель, на котором в феврале 28-го года разогнался до 333 км/ч. Но и этот рекорд оставался непобитым около двух месяцев.

Жажда скорости: как семья Кэмпбелл устанавливала мировые рекорды на суше и воде

Малкольм Кэмпбелл в одном из своих гоночных автомобилей Blue Bird. Источник фото: avto.review

В 29-ом году гонщик решил подыскать более подходящую трассу для новых достижений, так как песчаный пляж, на котором были установлены предыдущие рекорды, по его мнению был недостаточно предсказуемым. В результате в качестве трассы он выбрал дно высохшего озера Вернойкпан.

Новые рекорды и последние достижения гонщика

На свой день рождения, когда Малкольму Кэмпбеллу исполнилось 44 года, он узнал, что его рекорд побил Генри Сигрейв, который на автомобиле Golden Arrow разогнался до 372,47 км/ч. На новой же африканской трассе Blue Bird не смог добиться такого же результата. Правда, установил мировые рекорды на дистанции в пять и десять миль, проехав их со скоростью 341 км/ч.

Однако вскоре Генри Сигрейв, главный соперник Кэмпбелла, погиб. Трагедия произошла летом 30-го года при попытке установить очередной рекорд на воде, пока сам Кэмпбелл работал над преодолением рекорда на земле в Африке. Несмотря на соперничество между двумя гонщиками, Кэмпбелл тяжело перенес гибель своего коллеги.

Жажда скорости: как семья Кэмпбелл устанавливала мировые рекорды на суше и воде

Одна из версий автомобиля Blue Bird, на котором Малкольм Кємпбелл ездил в 30-х годах. Источник фото: www.reddit.com

Также, обеспокоенный тем, что новый рекорд могут побить американцы (Генри Сигрейв был Британцем), Малкольм Кэмпбелл разогнался до 396 км/ч, а год спустя достиг скорости в 404 км/ч. Эти события получили большой отклик в прессе, а сам гонщик был посвящен в рыцари, и стал сэром Малкольмом Кэмпбеллом.

Глиссер был достаточно компактный, и оснащенный ракетными реактивными двигателями Bristol Siddeley BS.605, которые использовались в военных самолетах. Весной 66-го Кэмпбелл приступил к преодоления нового рекорда, однако из-за плохой погоды провести испытания не удалось — в воздухозаборники и в двигатель попало много мусора.

В декабре, когда погода наладилась, он совершил несколько заездов со скоростью выше 400 км/ч, но его такой результат не устраивал. Лодка была модифицирована, и
4 января 1967 года начались новые тестовые заезды. В первом из них Кэмпбелл проехал со скоростью около 459 км/ч.

Во время второго заезда гонщик достиг скорости в 480 км/ч, однако из-за изменившейся погоды либо волны, катер оторвался от воды и разбился. Спасатели быстро прибыли на место крушения, однако не смогли найти ни тело гонщика, ни сам катер. На поверхности остался только искореженный поплавок.

Жажда скорости: как семья Кэмпбелл устанавливала мировые рекорды на суше и воде

Лодка Blue Bird K7, на которой погиб Дональд Кэмпбелл. Источник фото: www.bbc.com

Лишь 8 марта 2001 года удалось найти и поднять со дна озера деформированный остов лодки, а еще спустя два месяца были найдены и останки самого Дональда Кэмпбелла. В результате он был захоронен 12 сентября 2001 года. Лодка же Blue Bird K7 была восстановлена из обломков и в настоящее время находится в музее.

Впоследствии Джина Кэмпбелл, дочь Дональда Кэмпбелла, побила рекорд на воде среди женщин. В 1984 году на лодке Agfa Bluebird она развила скорость до 122,86 миль в час. А племянник Кэмпбелла установил рекорд скорости на электромобиле. Напоследок отметим, что погоня за скоростью продолжается — спортсмены устанавливают новые рекорды на земле и воде, хотя и не так часто, как это было полвека назад. Например, в 1997 году был установлен рекорд скорости в 1227 километров в час на земле, и который по сей день не удалось побить.

По материалам hi-news