В 90-е годы прошлого века, задолго до Oculus и Google, у Apple уже была собственная VR-технология. QuickTime Virtual Reality (QuickTime VR) придумали без Стива Джобса. Проект опередил своё время на десятилетия, но в конечном итоге его перестали развивать и просто забросили. Почему?
Технологию описывает экс-CEO Apple Джон Скалли:
«Когда QuickTime VR вышел, он представлял собой не видео, а картинки, склеенные между собой так, чтобы создать видение мира на 360 градусов. Для того времени это было очень интересно».
Пользователь QuickTime VR мог «осматривать» отснятый объект одним кликом мышки.
Современные видео на 360 градусов с YouTube и Facebook, конечно, намного круче. Но 20 лет назад лучше — на порядок лучше — была как раз Apple.
Всё началось в 1991 году. На первых порах исследователи просто хотели «поиграться» с новой и перспективной технологий созданиях трехмерных объектов. Вспоминает Дэн О’Салливан, один из создателей QuickTime VR, а ныне профессор Нью-Йоркского университета:
«В то время я был обычным интерном, которого пригласил создатель QuickTime Майк Миллс… Как-то раз наша работа зашла в тупик, и я, маленький фрик, просто сидел в углу и сканировал бутылку от колы».
ПО ТЕМЕ: Яркие примеры внимания Apple к деталям.
Но первые эксперименты оказались сверхуспешными, и Apple решила вложить в проект больше ресурсов. Скалли:
«Я помню, как Салли Рид — она была членом совета директоров в Apple — просто не могла поверить, что можно управлять геометрическими 3D-объектами в режиме реального времени».
В начале 90-х, когда лаборатория Apple Human Interface Group создала QuickTime VR, цифровые камеры не умели того, что умеют делать сейчас, да и камер для съемки на 360 градусов вроде Google Jump не было. Так что всё, что могли сделать инженеры Apple — это сделать множество фотографий, а затем склеить их в панораму.
ПО ТЕМЕ: 50 лучших электронных гаджетов всех времен по версии журнала Time.
О’Салливан вспоминает, что это был очень трудный процесс:
«Склейка [миллионов фотографий] была муторным занятием. Чертовски много работы».
В итоге для обработки данных Apple пришлось даже купить суперкомпьютер Cray.
К 1995 году всё было готово. Вот как выглядел QuickTime VR:
Первой пробой пера стал знаменитый мост Золотые Ворота в Сан-Франциско. После презентации QuickTime VR на MacWorld, в то время одной из крупнейших технологических конференций того времени, сотрудники Apple съездили Париж и… в Россию! Купертиновцы сделали панораму Павловского дворца в предместьях Санкт-Петербурга. Всеобщую известность новая технология обрела после того, как телеканал NBC воспользовался ей для создания панорамы, на которой был изображен кондоминиум известного игрока в американский футбол О. Джея Симпсона. Журналисты сфотографировали 26 помещений и в прямом эфире показали место преступления со следами насилия [Симпсона обвинили в убийстве жены и её любовника — прим. ред.] в необычном для тех лет формате.
ПО ТЕМЕ: iPhone 2G девять лет спустя. Что умел первый смартфон Apple.
Что же помешало Apple развивать QuickTime VR? О’Салливан называет технологию «виртуальной реальностью для бедных», ведь в ней нет интерактивной составляющей. Как, к слову, и в видеороликах на YouTube и Facebook — специалист напоминает, что принципы, по которым они создавались, мало изменились с 90-х, просто сегодня делать это проще.
После возвращения Стива Джобса в Apple компания потеряла интерес к разработке QuickTime VR — Джобс презирал всё, что так или иначе имело отношение к Скалли. Последний пресс-релиз на тему вышел в 1997 году. Купертиновцы, впрочем, продолжали использовать технологию для новых продуктов вроде iPod — 360-градусные изображения прекратили делать только в 2006 году.
Скалли уверен — QuickTime VR остается отличным продуктом даже несмотря на «нелюбовь» Джобса:
«Даже сегодня Apple не является самой продвинутой компанией в области науки о данных [data science или «даталогия» — прим. ред.]. Но компания — явный лидер в том, что касается опыта взаимодействия [пользователя и устройств — прим. ред.]. Мы делали ставку на удобство, и Quicktime и в частности QuickTime VR являются отличным примером нашей работы.»
Нет комментарий