15 и 16 декабря 2012 года в Москве проходила конференция Microsoft Design Camp. Среди множества интересных докладчиков выступал и Евгений Гаврилов, руководитель отдела интеграция дизайна Microsoft Windows Phone. Мы договорились с ним об отдельной встрече, чтобы помучить по многим вопросам, которые нас так интересуют. Через пару дней после мероприятия мы попали в московский офис Microsoft, где и взяли интервью у Евгения. За организацию встречи выражаем благодарность нашим друзьям — Михаилу Черномордикову и Сергею Урусову.
Добрый день! Представьтесь, пожалуйста, расскажите, кем вы работаете.
Здравствуйте! Меня зовут Евгений Гаврилов. Я работаю в Microsoft, где руковожу целым отделом интеграторов дизайна Windows Phone.
Как давно вы работаете в Microsoft в Редмонде и как давно в команде Windows Phone Design Team?
Windows Phone Design Team стала 1 командой, в которой я начал работать, придя в Microsoft. И случилось это около 5 лет назад. Это было как раз то время, когда произошла перезагрузка с Windows Mobile 6.5 на Windows Phone 7.
А чем Вы занимались до работы в Microsoft ?
До того, как я начал работать в Microsoft, я занимался дизайном и разработкой интерфейсов для вэб-сайтов, фронт-енд программированием и версткой.
Что конкретно делает команда интеграции дизайна ?
Я возглавляю команду, которая занимается Интеграцией Дизайна, другими словами реализовывает дизайн в коде и отвечает за его качество и соответствие начальной идее.. Моя команда является частью большой дизайн студии, которая плотно сотрудничает с разработчиками. Мы адаптируем дизайн, который создают дизайнеры, пишем на него техническое задание и спецификацию, а точнее переводим визуальные образы в язык понятный программистам., затем все наработки передаются разработчикам. После этого они пишут функциональный код – без оформления. Затем этот код возвращается к нам в команду и мы расставляем все стили, размеры, расположение элементов, попросту оживляем его и воплощаем в жизнь задумку дизайнера.
Из кого состоит Windows Phone Design студия?
В студии одновременно трудится много профессионалов, которые специализируются в различных областях дизайна, исследований и разработки. Среди них нужно выделить группу концепт-дизайнеров, которые создают концепты операционной системы. Они мечтают, генеририруют идеи. Вместе с ними работают дизайнеры, которые непосредственно разрабатывают сценарий взаимодействия пользователя с ОС. Это специалисты по пользовательскому опыту, то есть — user experience. Вместе с ними плотно работает группа по исследованию пользователей User research group. Внутри неё специалисты изучают дизайн, тестирует его в специальных лабораториях на людях «с улицы» и так далее.
Все это координируется, конечно же, менеджерами проектов.
После этого принимают эстафету интеграторы дизайна и кода, то есть именно моя команда.
На Design Camp Вы говорили о том, что есть методика создания стандартизированных диалоговых экранов в интерфейсе телефона и их тестировании. И о том, что выработано правило о соотношении, где уникальных экранов должно быть не более 20%. Тем не менее в телефоне среди этих 20% есть отличные примеры хабов, в которых всё выходит за рамки стандартности и это решено очень оригинально. Яркий пример – хаб Xbox Live. Как команде удалось создавать такие оригинальные разделы с точки разрешения и идти на компромисс между стандартизованностью интерфейса и уникальностью?
На самом деле на сегодняшний день внутри Windows Phone есть 2 уникальных хаба – хаб Office и хаб Игры. Оба этих 2 подразделения имеют уникальный бренд, у них есть свой логотип, свой стиль, свой цвет и свое «лицо». И желание этих подразделений было сохранить всю стилистику Xbox и перенести это на Windows Phone. Основная идея этих хабов была сделать их удобными, и при этом оставить их узнаваемыми, поддержать бренд. Человек, который пользовался консолью, мог спокойно пользоваться хабом Игры на телефоне и на Windows 8. У продукта Office есть свой бренд, у них есть свой пользовательский опыт, ребята из этого подразделения хотят придерживаться всего этого и в телефоне. Именно это стало основными факторами, под действием которых и создавался дизайн этих уникальных хабов. У пользователя сохраняется опыт использования приложений на десктопе и мы хотим, чтобы этот опыт был перенесен на телефон.
Почему было принято решение изменить стартовый экран в Windows Phone 7.8 и Windows Phone 8? Интерфейс Windows Phone 7 часто хвалили именно за стартовый экран.
Основная причина изменения дизайна стартового экрана в новых версиях Windows Phone кроется в том, что он изначально задумывался таким и для Windows Phone 7, но банально не хватило времени реализовать все задуманное в первых версиях.
Честно говоря, Windows Phone 7 была 1 пробой. Идея позволить пользователю изменять размер тайлов витала в нашей команде с самого начала, но в первом релизе операционной системы это было сложно реализовать. Не стоит забывать и о том, что размеры экранов устройств увеличились. Ранее диагональ экранов варьировалась от 3,5 до 4,7, то теперь он растёт вверх. Поэтому необходимо дать пользователям возможность изменять размер тайлов, чтобы использовать пространство на стартовом экране более эффективно. Кроме того, об это просили и сами пользователи.
Говоря проще, изначально все это было задумано, но не реализовано, не проработано до конца. Процесс создания ОС – это длительный и довольно сложный процесс. В тот момент, когда выпускают новый релиз, обычно уже сделана половина следующего релиза. Наша группа всегда работает на опережение, так как разработчикам требуется много времени на то, чтобы реализовать функционал. Именно поэтому дизайнеры должны работать как минимум на полгода, а иногда и на год вперед. Основные концепты делаются гораздо раньше того, как программисты приступают к работе. Цикл разработки построен так: сразу после релиза начинают писать код нового релиза, а к этому моменту уже необходимо иметь утверждённые макеты. Вот так и получается, что нам приходится жить в будущем
Но ресурс разработчиков часто ограничен по времени, поэтому часть задуманного нами функционала, которую не успевают реализовать, просто переносят на следующий релиз.
Тем более, есть множество ограничения при работе с дизайном операционной системы. Дизайнеры должны понимать, например, будет ли через год доступна такая функциональность благодаря новым аппаратным технологиям. Будут ли востребованы такие размеры экрана или такая плотность пикселей, которые принято учитывать сегодня.
Почему релизы выходят раз в год? Не потому, что все такие ленивые. 1 процесс тестирования телефонов занимает 3-4 месяца. Все четко распланировано: в назначенное время должен выйти релиз, путь к которому состоит из множества этапов. И каждый этап по своему трудный, долгий и интересный.
Вам же ещё приходится прислушиваться к комментариям пользователей, верно?
Обязательно! Есть сайт Feature Suggestions (User Voice), куда может зайти каждый и проголосовать за существующие предложения. Ну или отправить свою идею. Потом все эти отзывы мы собираем, их рассматриваем, пытаемся понять, можем ли мы это сделать технически, хотим ли мы это сделать вообще и так далее. Часто люди просят сделать что-то, но не понимают, что это пока технически невозможно реализовать. Или предложенная «фича» будет актуальна только в одной стране.
Как Вы относитесь к стандартизации дизайна? Что думаете о том, что сейчас появляется всё больше сайтов и продуктов, которые так или иначе походят на Metro UI ( Windows 8 Style UI).
Я думаю, что это нормально. Если люди понимают, что они делают. Например, На конференции Design Camp, которая проходила в Москве, мне задали вопрос: «Мы делаем приложение в метро-стиле для детей 3-5 лет. Помогите нам сделать его!». Спрашивается, а зачем вам делать это приложение в Metro-стиле? Если вы делаете приложение для детей, то нужно, чтобы оно было красочным, динамичным, ярким. Зачем ребенку показывать приложение, которое не вызовет у него никаких эмоций и ассоциаций с объектами из жизни? Нужно понимать, где язык дизайна Windows 8 UI может принести максимальную пользу. Взрослому пользователю нужен контент, а ребенку нужно яркое приложение, которое было бы красочным, красивым, мигающим. Нужно ориентироваться на целевую группу, при создании метро-приложения или сайта. Metro – это отнюдь не универсальный язык, он не будет работать в областях, где нужно что-то красочное. Но зато он отлично работает в областях, где нужно акцентировать внимание человека на контенте.
В Windows Phone 8 изменился интерфейс некоторых стандартных приложений. Например, сейчас интерфейс камеры выглядит иначе, что далеко не всегда нравится пользователям. Почему вы решили пойти на такой шаг?
Многие изменения были продиктованы производителями. Раньше, когда в Microsoft работали над Windows Mobile, то производители могли менять вид рабочего стола, изменять системные приложения, да практически менять внешний вид чего угодно. Сейчас мы это видим на примере операционной системы Google Android. Ты можешь взять телефон от Самсунг и от НТС. Они оба работают на Android, но у обоих вся ОС будет выглядеть абсолютно по разному. Microsoft пошла по пути унификации и сказала производителям: «Мы сделаем вам дизайн приложений, мы сделаем все, что вам нужно. Но если вы дадите нам свои требования, мы попробуем их учесть. Но при одном условии – это должно работать на смартфонах всех производителей». Получается, что у каждого производителя есть свой набор требований, которые мы должны удолетворить. Поэтому мы ищем уникальные решения для производителей, которое будет работать на любом телефоне. Это случилось и в случае нового интерфейса камеры.
Windows Phone 7 создавалась при активном сотрудничестве с компаниями HTC и Samsung. Но позже к армии производителей смартфонов на Windows присоединилась и Nokia. К этому времени мы уже работали над Windows Phone 8. И именно Nokia захотела сфокусироваться на камере.
Microsoft при всём желании не может поставить жесткие условия, она только диктует: «Мы вам даем систему, вы ее не изменяете». Но, как я уже сказал, производитель в свою очередь просит тогда учесть его пожелания. Таким образом, мы выпуступаем в роли посредника между всеми производителями и пользователями.
Какая задача была поставлена перед вашей командой при разработке Windows Phone 8?
Первая и главная задача — смена ядра Windows CE на ядро NT. Причем для пользователей смена ядра должна оставаться совершенно незаметной. Фактически, наша команда должна была сменить фундамент здания, при этом не имея права основательно изменять фасад. Ну, может быть, нам разрешили бы добавить к зданию пару этажей и слегка всё приукрасить. Вся линейка продуктов Windows с появлением Windows Phone 8 теперь работает на одном ядре, что позволяет нам намного быстрее и проще вносить поправки в операционную систему, быстрее выпускать обновления для нее.
Когда мы поняли, что семерка получила определенное признание и ее успех как молодой платформы был очевиден, то нами было принято решение менять ядро, чтобы система поддерживала новые аппаратные технологии, включая новый уровень безопасности. И при этом было важно сделать так, чтобы мобильная Windows больше всего была архитектурно близка к Windows 8. Фактически теперь Windows Phone 8 – это маленький брат большой Windows. Отныне система поддерживает все самое современное железо, а система драйверов больше всего похожа на аналогичную систему у Windows.
И получается, что телефон встанет на рельсы большой системы.
На самом деле, нынешняя Windows Phone 8 — это начало новой Windows. Это то, что должно было быть 3 года назад. Пользователи WP7 оказали огромную помощь в становлении платформы. А Windows Phone 8 — это то, что мы хотели выпустить 3 года назад.
Обновления на устройства с Windows Phone 8 будут появляться чаще, так как теперь «маленькая» ОС обновляется так же, как и большая ОС. В процессе обновления система не переписывается полностью, а просто добавляются файлы, что позволяет нам рассылать теперь обновления по воздуху и обновлять телефон, не подключая его к компьютеру.
К сожалению, смена ядра Оси означает, что ветка 7.х является по факту тупиковой. Может быть, Windows Phone 7.8 – это последнее крупное обновление. Но нельзя утверждать со 100%-й вероятностью, что так и будет. Все зависит от поведения рынков. Сейчас начнутся продажи телефонов с Windows Phone 7.8 в Индии, Китае, России и других странах. Если мы увидим, что активность пользователей смартфонов довольно высокая, то ветка Windows Phone 7.x продолжит развитие.
Что вы посоветовали бы дизайнерам приложений?
Делать приложения для людей, не забывать, что конечный пользователь — это человек, а не робот. Интерфейс должен быть простым, интуитивно понятным. Важно не забывать, что аудитория пользователей постоянно расширяется: от мала до велика. Теперь пользуются смартфонами не только гики, но и простые пользователи. Сейчас нужно делать основной упор как раз на них, на простых людей. Пользователь — это король, он заказывает музыку, он платит деньги. Интерфейсы должны быть человечными и легкими в освоении. Нельзя забывать, что есть домохозяйки, которые буквально вчера купили телефоны, и им тоже нужно пользоваться программами.
Разработчикам приложений для Windows Phone я еще посоветовал бы смотреть на то, как подобный функционал реализован внутри самой системы, и ориентироваться на это. Нужно стараться повторить реализацию или элементы интерфейса, чтобы ваше приложение выглядело частью системы. Нужно стремиться, чтобы сохранялась преемственность. Не пытайтесь переучить пользователя: он не переучиться под вашу программу, он скорее станет искать что-то новое.
Спасибо, было очень приятно и интересно пообщаться! До свидания!
Всего хорошего!
Нет комментарий