Владимир Войнович, фактически, культовый писатель, как для своего поколения, так и для людей помоложе. Он стал легендой в советский период нашей истории. Его книги читали, негромко обсуждали, перепечатывали от руки, тихо смеялись над шутками о нашей реальности. Книги автора это еще один глоток свежего, чистого воздуха, из которого складывалась река перемен в нашем обществе. Говорить, в данном случае, о таланте писателя – не достаточно, это не только труд, но и гражданская позиция сильного человека. Его не сломила дискредитация властью, высылка из страны и разлука с родными. Он продолжал работать, выживал, но не терял личности.
Владимир Николаевич автор нескольких десятков эпохальных работ, а некоторые из них читал практически каждый человек нашей прошлой и нынешней страны и перечитывал позже, заново, открывая что-то новое, не услышанное ранее. Огромное количество людей слышали песни, слова для которых написал Войнович. Почти каждый первый знает фамилию Чонкина и кому-то эта трилогия спасла жизнь и честь! Это очень сложно, когда жизнь становится ложью.
Владимир Войнович согласился на интервью сразу после появления его собственного «фанбука» – приложения, которое поможет ориентироваться между произведениями автора, его статьями и другими работами. Приложение Voinovich Book создано таким образом, чтобы сократить дистанцию между автором и читателем. Кроме книг доступны авторские рекомендации других произведений и мысли Владимира Николаевича, которые транслируются из его интернет-блога.
Voinovich Book можно использовать не только для текстовых, но и для аудиокниг. Ряд произведений поставляются вместе с приложением, другие можно приобрести позже, используя всё тот же «фанбук». Кроме авторских книг, программу можно использовать для чтения и других книг в различных форматах, в том числе упакованных архиваторами.
Приложение Voinovich Book доступно: Apple Store, Google Play
Выражаем признательность и благодарность компании Ebook Applications LLC за организованное интервью с автором.
Невероятно счастлив, что есть возможность пообщаться с Вами и задать вопросы, которые, я надеюсь, будут интересны читателям! Добрый день Владимир Николаевич! Основной повод нашей встречи – это выход в свет фанбука «Voinovich Book» благодаря сотрудничеству Вас с компанией eBook Application LLC. Уж не знаю, как Вы встретились, чем они Вас так зацепили и как уговорили на эту авантюру!? Мне кажется, что это очень хорошо для Ваших поклонников! Не так ли?
Предполагаю, что да.
Пользуетесь ли Вы современными информационными технологиями для чтения книг и для подготовки материалов к новой работе? Читаете ли сидя у компьютера или используете мобильные устройства для этого?
Сидя у компьютера – работаю, читаю новости, письма и иногда отвечаю. Но электронной читалкой типа E-book пользуюсь в самолете и на отдыхе. Но я старый человек и нормальная бумажная книга мне привычней.
А как Вы думаете, современные технологии не слишком доминируют над образованием и интеллектом человека?
Не могут не доминировать. Но я боюсь, что рядовой пользователь компьютера будет менее грамотным и будет хуже считать в уме, чем его родители, потому что, рассчитывает, что за него посчитает и исправит ошибки компьютер.
Было бы странно, имея возможность поговорить с Вами, не пообщаться о Вас лично. Когда говорят о Вас, всегда вспоминают «Чонкина», но Вы же не только писатель, Вы и поэт и написали гимн космонавтов «Четырнадцать минут до старта», известная по словам «заправлены в планшеты космические карты». Кроме всего прочего, Вы в правильном или точнее, в цивилизованном смысле слова «диссидент» – человек честный, порядочный, отстаивающий собственную позицию и умеющий думать независимо. Вы и патриот, потому что когда пришло время и возможность вернулись домой, Вы это сделали и оказались востребованным как человек и гражданин! Чужбина научила Вас выживать в новых для себя условиях, но при этом Вы не разучились улыбаться, причем делаете это искренне, тепло! А кем Вы себя считаете по жизни? Чтобы хотели делать и что никогда не получалось или до чего не доходили руки?
Хотел бы уметь играть на гитаре или на пианино, а, в общем, я доволен своей судьбой, и я есть то, что я есть. Быть каким-то другим не хочу.
Обижала ли Вас ложь? как Вы реагировали? Пытались ли убедить людей в существовании другой реальности, Вашей?
Ложь особенно официальная меня оскорбляет и возмущает. Обычно я ее высмеиваю.
Кстати, а Вас в жизни никогда не путали с писателем Айтматовым? Чисто внешне? Приходите Вы эдак на пресс-конференцию, а читатели или журналисты задают Вам вопрос по произведениям Чингиза Торекуловича!
Нет, не путали. Хотя внешне может быть и похож, но внутренне нисколько.
Говоря о самом знаменитом Вашем романе «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» довольно часто можно слышать мнение, что это нечто легковесное, слишком развлекательное. Хочу заметить, что в советское время мы читали книгу на отдельных листочках скрытно, как «антисоветскую» литературу, а смеялись «на кухне», где чаще всего под стопочку говорили шепотом о политике. Этот роман, вернее целую трилогию, Вы писали более 10 лет! Было сложно писать на чужбине, или Чонкин изначально не знал, чего хочет «яичницу или картошку»? Вы возвращались к написанию книги, а «он снова хотел картошку»? Вы вообще вкладывали какой-то политический смысл, кроме абсолютно наших проблем?
Я писал трилогию про Чонкина без малого 50 лет. Я никогда не слышал, что это что-то легковесное. Те люди, которые карали меня за написание этой книги, исключали из Союза писателей, изгоняли из СССР, лишали гражданства, тоже легковесной ее не считали. «Чонкин» в значительной части сатира на советскую жизнь, на все главные институты власти и на народ, наверное, это ответ на ваш последний вопрос, который я не очень понял.
Когда Вы писали роман «Москва 2042», в нем создан сюжет, где все-таки был построен коммунизм, причем в отдельно взятом городе, и что из этого получилось. Вы действительно в тот момент решили, что читателям лучше задуматься об этом, чем отрицать опасность? Вас не пугает, что коммунисты активно используют «патриотизм», чтобы привлекать молодых людей под свои знамена, хотя эта молодежь ничего не знает о советских временах? Как молодому поколению донести мысль, что радикальные взгляды всегда ведут к жестким ограничениям личности? Мы же помним, как в советское время преследовали людей за любовь к музыке, например, к Битлз, за расклешенные штаны, за длинные волосы, не говоря уже о личных взглядах и свободе слова.
Я описал Москву будущего такой, какой она по моим представления могла бы стать, если бы коммунисты остались у власти. Теперь коммунисты мало кого интересуют, а их наследники (перекрасившиеся коммунисты) ведут страну туда же. Молодому поколению хорошо бы что-то объяснить не только о радикализме, но и о конформизме, желании угодить власти и приспособиться к ней. Нашему обществу холуйство более свойственно, чем радикализм.
Обычно у человека далекого от литературы или обычного читателя складывается впечатление, что писатель садится за стол и пишет книгу, пока не напишет. Эдакий творческий станочник. То есть, один автор, значит одна книга в один промежуток времени. Как часто, насколько сложно заниматься разными делами параллельно? Насколько болезненно Вы заканчиваете произведение? Мешает ли дополнительная работа заниматься основной книгой?
Дополнительная работа мешает. У меня бывает по-всякому. Некоторые книги (например «Чонкина») я писал в несколько приемов: начинал, бросал, принимался за что-то другое, опять возвращался к незавершенной работе.
Как Вы думаете, почему «книга», как таковая, потеряла ценность или может актуальность? Почему люди не читают или читают мало? Влияет ли это на развитие личности? Не столкнемся ли мы в новом поколении с людьми без разностороннего интеллекта?
Люди читают меньше, потому что меньше времени остается на чтение. Чтение у них заменяют кино, телевидение, аудиокниги, которые можно слушать, сидя за рулем. Разносторонними бывают интересы. А интеллект он един, как мешок с деньгами. Он может быть большой или маленький, и его можно тратить на много мелочей, а можно вложить все во что-то крупное.
Как по Вашему, нужно ли влиять на человека и как, чтобы его грамотность была необходимостью по жизни? Что нужно сделать, чтобы грамотный человек был востребован в обществе и чтобы от знаний зависела карьера?
Разумеется нужно влиять. Но для этого существует школа, которой иногда помогают родители. Научная работа практически всегда зависит от знаний.
Это интервью прочитают люди, которые в большей степени интересуются электронными книгами, кто-то больше, кто-то меньше, а есть люди, которые не делают различий между носителями, просто любят читать всё, что попадается на глаза и в руки. Как Вы думаете, электронные книги смогут привлечь людей с невысоким уровнем регулярного чтения? Насколько эта форма чтения может быть востребована?
К электронным книгам многие люди еще не привыкли. Но они будут привлекать все больше и больше людей, хотя бы потому, что это очень удобно — носить в кармане целую библиотеку.
Есть мнение среди издателей, что писатели боятся электронных книг, так как уровень пиратства очень высок. Что это влияет на продажи и благосостояние. Мой вопрос как раз об этом, боятся ли писатели и чего именно?
Писатели, естественно, к электронным книгам относятся без восторга, потому что и уровень пиратства высок и тот факт, что распространение текстов в электронном виде стоит намного дешевле, чем тиражи бумажных книг. Стало быть, и гонорары поскромнее.
А вообще, как Вы думаете, у новых современных авторов есть шанс стать профессиональным писателем? Или профессиональная литература осталась в прошлом веке?
Не понимаю вопроса. Каждый писатель, пишущий книги, которые издаются и читаются, а тем более являются источником основного дохода, является профессионалом. Такие профессионалы были, есть и будут.
Что Вы любите почитать перед сном или в дороге?
Всегда читаю перед сном и в дороге, или то, что надо прочесть, или что хочется, или что попалось под руку.
А что Вы читали детям? Почему Ваша дочь Ольга так рано заинтересовалась профессией писателя? Если не ошибаюсь, её первая книга вышла в свет, когда ей было всего 19 лет!
Детям читал стихи и сказки, Чуковского, Маршака, Успенского. Иногда сам что-нибудь для них сочинял. Ольгу, очевидно, увлек пример родителей: отца и матери-филолога.
Нет комментарий