Собственные космические ракеты есть не только у России, США и Китая — активной разработкой летательных аппаратов такого рода также занимается Япония. Сегодня самой главной ракетой Японии считается H-IIA (эйч-два-эй), которая успешно слетала в космос 38 раз, но уже в 2024 году должна быть выведена из эксплуатации. Последний полет этого аппарата будет осуществлен уже совсем скоро, поэтому ему требуется замена. Ей является разрабатываемая уже целый десяток лет ракета-носитель H3. В середине февраля 2023 года японские специалисты пытались совершить тестовый запуск нового аппарата, однако он был отменен. Утром 7 марта была совершена еще одна попытка, но она тоже завершилась неудачей — центр управления полетами дал ракете команду на самоуничтожение. Давайте разберемся, что это за ракета, почему она все еще не может успешно запуститься и какие у нее преимущества над аналогами вроде Falcon 9 от компании SpaceX.
Япония на рынке коммерческих запусков ракет
Разработка японской ракеты H3 началась в 2013 году — этим занимаются Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) и токийская компания Mitsubishi Heavy Industries. По данным Space News, на разработку ракеты было выделено 1,9 миллиардов долларов. Считается, что ракета H3 будет самой навороченной из всех, что создавались на территории Японии.
Главной особенностью ракеты H3 считается невысокая стоимость обслуживания и запуска — разработчики добиваются того, чтобы в совокупности это требовало в два раза меньше денег, чем в случае с уже устаревающей ракетой H-IIA. На данный момент ожидается, что каждый запуск ракеты H3 будет стоить около 45 миллионов долларов, что действительно выгодно. Все это нужно, чтобы японские специалисты могли осуществлять запуски чаще, чем обычно. Так они смогут брать заказы от других стран и войти на мировой рынок коммерческих запусков.
Конструкция японской ракеты-носителя H3
Ракета H3 будет выпускать в разных конфигурациях, чтобы иметь возможность летать на разную высоту и поднимать даже очень тяжелые грузы.
Считается, что на первую ступень ракеты H3 можно будет установить до четырех твердотопливных ускорителей SRB-3. Также будет возможность установить до трех жидкостных ракетных двигателя LE-9 — главными компонентами топлива станут жидкий водород (горючее) и жидкий кислород (окислитель).
Вторая ступень ракеты-носителя H3 оснащена одним ракетным двигателем LE-5B-3, который в качестве топлива тоже использует жидкий водород и жидкий кислород.
Для транспортировки полезной нагрузки можно будет использовать короткий или длинный головные обтекатели с внутренним диаметром 4,6 метров.
По предварительным данным, стандартная версия ракеты H3 без твердотопливных ускорителей будет способна доставлять на солнечно-синхронную орбиту высотой 500 километров до 4 тонн груза. В свою очередь, ракета-носитель H3 с максимальной конфигурацией сможет доставлять на геопереходную орбиту груз массой до 6,5 тонн.
Япония не смогла запустить ракету H3
Первая попытка запуска ракеты-носителя H3 была осуществлена 17 февраля, в 04:37 по московскому времени. Местом запуска был космический центр на японском острове Танегасима, однако процесс был прерван за несколько секунд до запуска — два двигателя LE-9 сработали, однако один из твердотопливных ускорителей отказал. Позже стало известно, что причиной этому стал сбой в системе, которая отвечает за энергообеспечение двигателей.
Вторая попытка запуска из острова Танегасима была осуществлена 7 марта, однако и в этот раз ничего не получилось. Ракета-носитель H3 поднялась в небо, и японские специалисты дали команду на отделение второй ступени. Однако, команда на запуск второй ступени почему-то не сработала. Руководители полета решили, что дальше продолжать полет нет смысла, и ракете была дана команда на самоуничтожение.
В ходе этой попытки запуска была потеряна не только сама ракета, но и ее полезный груз — один из самых навороченных спутников наблюдения Advanced Land Observing Satellite-3 (ALOS-3), который также известен как DAICHI-3.
Видео запуска японской ракеты H3 7 марта 2023 года
Представители Японии были огорчены неудачным запуском ракеты H3. Например, министр образования, культуры, спорта, науки и технологий Кейко Нагаока объявила, что эта неудача «крайне прискорбна». Она подчеркнула, что специалисты JAXA очень постараются, чтобы выявить причины случившегося и исправить проблемы. Дата следующей попытки запуска ракеты H3 на данный момент неизвестна.
Чем японская ракета H3 лучше, чем Falcon 9
Несмотря на то, что Япония очень надеется войти на рынок коммерческих запусков ракет, у летательного аппарата H3 не так уж и много преимуществ над конкурентами. Да, один запуск ракеты будет стоить около 45 миллионов долларов — это меньше, чем запуск ракеты Falcon 9 за 61 миллион долларов.
Однако, японская ракета является одноразовой, в то время как летательный аппарат компании SpaceX можно использовать повторно. К тому же, к Falcon 9 у компаний больше доверия, потому что на сегодняшний день он успешно летал в космос более 170 раз.
А как думаете вы, сможет ли Япония стать конкурентоспособным участником рынка космических запусков? Своим мнением делитесь vkontakte.
Нет комментарий