Церемония вручения премии Американской академии киноискусств неизменно приковывает к себе внимание. По итогам прошедшего года деятелям кино вручают статуэтку «Оскар» за успехи в тех или иных номинациях. Надо сказать, что их стало так много, что всех и не упомнишь.
Но есть основные номинации, победители в которых становятся частью истории киноискусства. Говорят, что некоторые фильмы, сценарии и роли создаются специально «под Оскар», требуя быть отмеченными и награжденными.
В этом материале вспомним лауреатов XXI века, пожалуй, в главной номинации – «Лучший фильм года».
2000 год. Красота по‑американски. Драма, 122 минуты, IMDb: 8,3
Кризис среднего возраста – неисчерпаемая тема. Главному герою, Лестеру Бёрнэму, всего 42 года, но его жизнь, кажется, потеряла смысл. Работа откровенно опостылела, ушли чувства к жене, которая, поняв это, стала изменять супругу. Неудивительно, что Лестер окунулся в депрессию. Но вскоре жизнь заиграла новыми красками – мужчина влюбился в одноклассницу дочери.
Главную роль в этом фильме исполнил Кевин Спейси, ныне оказавшийся фигурантом скандала и лишившийся заработанной репутации. «Красоту по-американски» не считали основным претендентом на «Оскар», им виделась куда менее провокационная драма «Правила виноделов» по классическому роман Джона Ирвинга. Но академики решили отдать статуэтку более актуальному для современного общества фильму.
2001 год. Гладиатор. Драма, 155 минут, IMDb: 8,5
Завязка рассказанной истории является весьма шаблонной для Голливуда. Главным героем выступает храбрый генерал Максимус, величайший полководец Римской империи. Но взошедший не престол с помощью предательства император Коммод решил избавиться от конкурента. Сам Максимус едва не лишился жизни, но потерял дом, семью и честное имя. Пришлось военачальнику осваивать карьеру простого гладиатора. Благодаря своей силе и отваге Максимус делает блестящую карьеру, чтобы получить возможность встретиться с врагом и устранить несправедливость.
Режиссер Ридли Скотт смело взялся за исторический фильм, что потребовало масштабных съемок. Были довольно реалистично показаны жестокие сцены и развернувшаяся человеческая драма героя. Двух антагонистов сыграли отличные актеры: Рассел Кроу и Хоакин Феникс. Мощный фильм не остался незамеченным академиками и получил заслуженного Оскара.
2002 год. Игры разума. Драма, мелодрама, биография, 135 минут, IMDb: 8,2
Джона Нэша все считали гением – его интерес и способности к математике поистине удивляли. Мужчина выбрал стезю преподавателя, а одна из его студенток стала его женой. Талантливый ученый привлек внимание ЦРУ – секретный агент попросил помочь обнаружить зашифрованные послания в открытых источниках. Нэш активно принимается за работу, но вскоре оказывается, что реальность вовсе не такая, какой он себе воспринимал.
И снова главную роль исполнил Рассел Кроу. Вот только он кардинально сменил свой имидж –брутальный римский воин смог через год предстать увлеченным ученым. Но академиков подкупила не только яркая драматическая история, но и частичная достоверность показанных событий.
2003 год. Чикаго. Драма, мюзикл, комедия, 113 минут. IMDb: 7,1
Рокси Харт, как и большинство девушек, мечтает о сценической карьере. Ее кумиром является певица-звезда Велма Келли. Судьба сводит двух женщин, вот только встреча состоялась в тюрьме. Рокси застрелила любовника, который должен был помочь ей с карьерой в шоу-бизнесе, а Велма в приступе ревности убила мужа и сестру. И теперь обе дамочки могут рассчитывать лишь на помощь хитрого адвоката Билли Флинна.
Чикаго – знаменитый бродвейский мюзикл, который долгое время ждал возможности быть перенесенным в кино. Но с 1970-х идеи так и оставались идеями. В итоге постановка состоялась, в самое удачное для того время. Начало XXI века как раз ознаменовалось появлением многочисленных музыкальных фильмов, на этом фоне «Чикаго» сумел собрать отличную кассу и заполучить главный приз – Оскара.
2004 год. Властелин колец: Возвращение короля. Фэнтези, драма, приключения, 201 минута. IMDb: 8,9
Этот фильм стал заключительным в легендарной трилогии по мотивам классической книги Джона Р. Р. Толкина. В «Возвращении короля» хоббиты вплотную подошли к Роковой горе, в жерло которой надо бросить Кольцо Всевластия и спасти тем самым Средиземье. Тем временем храбрый Арагорн сражается с полчищами Саурона за трон Гондора.
Две предыдущие части «Властелина колец» тоже номинировались на Оскар, но взять его не сумели. Было бы несправедливо, если такая эпическая картина осталась без награды. В борьбе за приз фильм обошел серьезных конкурентов – «Трудности перевода» Софии Копполы и «Таинственную реку» Клинта Иствуда.
2005 год. Малышка на миллион. Драма, спортивный, 132 минуты. IMDb: 8,1
У официантки Мэгги необычная для женщины мечта – она мечтает заняться боксом. И даже тренера себе присмотрела – отошедшего от дел угрюмого Данна. Но тот не хочет заниматься Мэгги, ведь в боксе, по его мнению, женщинам делать нечего.
В предыдущий год Клинт Иствуд Оскара не получил, но в этот раз его уже ничто не могло остановить в погоне за призом. Спортивная драма оказалась проникновенной, повествуя об одиночестве, любви и упорстве. Всего фильм получил 4 статуэтки, в том числе и самую главную.
2006 год. Столкновение. Драма. 108 минут. IMDb: 7,8
Фильм представляет собой восемь небольших историй, общее у которых – автомобильные аварии и ограбления машин. Героям предстоит окунуться в противостояние культур, проблемы расизма и в острой ситуации пересмотреть свои жизненные позиции.
Многие ли из нас слышали об этом фильме? Несмотря на множество наград «Столкновение» явно не на слуху. А вот фаворита-конкурента в борьбе за Оскар – «Горбатую гору» с Хитом Леджером и Джейком Джилленхолом фильм обошел. «Столкновение» – сложная драма с многочисленными поворотами сюжета и небанальным переплетением судеб главных героев. А в борьбе за Оскар важной оказалась поднятая тема расизма.
2007 год. Отступники. Триллер, драма, криминал. 151 минута. IMDb: 8,5
Основой для фильма выступил гонконгский триллер «Двойная рокировка». История посвящена двум выпускникам полицейской академии. Один из них служит в правоохранительных органах, но при этом сотрудничает с мафией, сливая ей информацию. Другой же выбрал путь бандита и растворился в преступном сообществе. Но при этом им движут благородные мотивы – помощь полиции. И оба героя вынуждены изображать тех, кем в душе не являются. Но со временем выясняется, что мир не делится на белое и черное.
Режиссер Мартин Скорсезе давно уже считается живым голливудским классиком, чьи фильмы заслуженно номинируются на Оскар. Но постоянно награды доставались более удачливым конкурентам. Но в этот раз «Отступники» превзошел всех – фильм не просто стал лучшим, но и дал режиссеру его единственный Оскар.
2008 год. Старикам тут не место. Триллер, вестерн. 122 минуты. IMDb: 8,1
Кто из нас не мечтает найти крупную сумму денег? Льюэллину Моссу повезло – он нашел сумку с двумя миллионами долларов. Вот только она лежала в грузовике с мертвецами, набитым еще и героином. Мосс не растерялся и увидел в этом свой шанс разбогатеть. Конечно же, преступники пытаются вернуть потерянные ценности, отправив по следу воришки киллера Антона Чигура.
Фильмы братьев Коэнов традиционно полны своеобразного юмора, через призму которого они оценивают жизненные ситуации. Вот только на этот раз академики решили отдать награду одной из мрачнейших картин Коэнов. Никто не предполагал, что триллер, снятый в жанре нео-вестерн, сможет заполучить главную награду. Но фильм оказался очень уж хорошим.
2009 год. Миллионер из трущоб. Драма, мелодрама. 120 минут. IMDb: 8,0
Игра «Кто хочет стать миллионером» кажется шансом, который может изменить жизнь. Именно им решил воспользоваться 18-летний Джамал Малик, сирота из мумбайских трущоб. Ему осталось дать ответ на последний вопрос и получить вожделенный приз. Но внезапно игрока арестовывает полиция, небезосновательно подозревая в мошенничестве. Допрос превращается в историю жизни индийца, события в которой и становятся ответом на сложнейшие вопросы викторины.
Фильм «выстрелил» случайно. Продюсеры не считали его значимым и даже не планировали выпускать в прокат, сразу нацелившись на носители. И только режиссер Дэннис Бойл отстоял свое детище. «Миллионер из трущоб» не оставил равнодушным никого – фильм многократно окупился в прокате, получив в итоге заслуженный Оскар.
2010 год. Повелитель бури. Драма, триллер, военный. 126 минут. IMDb: 7,6
Фильм повествует о событиях войны в Ираке. Группа по разминированию теряет своего начальника и получает взамен нового, им становится профессионал Уильям Джеймс. К его навыкам претензий нет – вот только с коллегами найти общий язык ему не удается. Все потому что, что Джеймс ведет себя слишком уж безрассудно, что ставит под угрозу как его самого, так и подчиненных.
Изначально картина и не могла номинироваться на Оскар в тот год, ведь ее премьера состоялась немного раньше положенного. Но дату проката «Повелителя бури» отложили, и не зря – фильм получил девять номинаций на Оскар. Среди шести выигранных статуэток самая ценная – за лучший фильм. Примечательно, что Кэтрин Бигелоу стала первой женщиной, победившей в номинации «Лучшая режиссура».
2011 год. Король говорит! Драма, исторический, 118 минут. IMDb: 8,0
Английский король Георг VI взошел на трон в непростое для страны время. Сам он считал себя неважным лидером, к тому же сильно заикался. Таким ли должен быть влиятельный монарх? Но стране требовался лидер – началась Вторая мировая война. Благодаря тщательным тренировкам и помощи талантливого логопеда король смог победить свой недостаток.
Фильм о победе над собой получил 12 номинаций на Оскар, но завоевал лишь 4 награды. Правда, это были самые престижные номинации: «Лучший фильм», «Лучшая режиссура», «Лучший оригинальный сценарий» и «Лучшая мужская роль».
2012 год. Артист. Драма, мелодрама, комедия. 96 минут. IMDb: 7,9
Фильм рассказывает о событиях 1920-х годов. Эпоха немного кино доживает свое, не все могут смириться с этим. Актер Джорд Валентайн – один из них, а с переменами ему помогает справиться влюбленная в него статистка Пеппи Миллер.
В тот год Оскар достался далеко не фавориту. В числе претендентов значились работы культовых режиссеров: «Полночь в Париже» Вуди Аллена, «Боевой конь» Стивена Спилберга и «Хранитель времени» Мартина Скорсезе. Вот только академики отдали свои голоса малоизвестному до того времени французскому режиссёру Мишелю Хазанавичусу. Его ретро-фильм мало того, что был снят черно-белым, так еще оказался и немым. Но с помощью таких лаконичных инструментов режиссер смог создать шедевр.
2013 год. Операция «Арго». Политический триллер, исторический. 120 минут. IMDb: 7,7
Одним из результатов революции в Иране стал захват исламистами американского посольства в Тегеране. Заложниками стали 52 американских гражданина. Шестеро из них смогли сбежать и спрятаться в доме канадского посла. Агенты ЦРУ планируют спасение своих граждан. Для этого инсценируются съемки фильма «Арго», что должно стать масштабной маскировкой для спецоперации.
Изначально сюжет фильма кажется слишком уж неправдоподобным – вот только такие события действительно происходили в реальности. Но режиссера Бена Аффлека все равно критиковали, ведь он не устоял и украсил скучную историю типично голливудским экшеном. В результате сочетание исторических событий и напряженности триллера не остались без внимания зрителей и критиков.
2014 год. 12 лет рабства. Драма, биография, исторический. 133 минуты. IMDb: 8,1
Основой для этого фильма послужила автобиография американского скрипача Соломона Нортапа. События происходят в 1841 году. Чернокожий Соломон формально свободный человек и живет с семьей в Саратоге-Спрингс, штат Нью-Йорк. Но во время гастролей его похищают, обращают в рабство и отвозят в Новый Орлеан. Там музыкант 12 лет работает на плантациях, пытаясь в сложнейших условиях сохранить свой человеческий облик.
Картина Стива Маккуина стала эмоциональным посланием на тему рабства. Сам режиссер изначально не хотел опираться на чью-либо биографию, просто желая рассказать о нелегкой судьбе чернокожего человека в такой ситуации. Но после того, как Маккуин ознакомился с книгой Нортапа, выбор главного героя стал очевидным.
2015 год. Бёрдмэн. Драма, комедия. 119 минут. IMDb: 7,7
Не всегда роль Супергероя делает человека успешным. Этот фильм повествует об актере, который в свое время прославился ролью Бёрдмена. Но теперь популярность сошла, карьера катится под откос, как и семейная жизнь. Что сделает актер, чтобы изменить свою жизнь?
Главную роль в фильме сыграл Майкл Китон. Забавно, но Бёрдмен снят фактически о нем. Китон стал знаменитым, сыграв в свое время Бэтмена, но потом куда-то пропал с экранов. А слава вернулась к актеру теперь уже с «Бёрдменом». Фильм вышел примечательным, благодаря необычному подходу режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту. В «Бёрдмене» все действо – одна непрерывная сцена, в которой, как кажется, просто нет монтажных склеек.
2016 год. В центре внимания. Драма, криминал, биография. 129 минут. IMDb: 8,1
Рассказанная в фильме история имеет реальную основу. Журналисты газеты The Boston Globe узнают о том, что в местные священники растлевают малолетних. При попытках докопаться до правды раскрывается пугающая масштабность происходящего.
«Бёрдмен» действительно дал Майклу Китону творческий импульс. Очередной фильм с ним в главной роли получил Оскара. Правда, тематика ленты была уже иной. Да и Алехандро Гонсалес Иньярриту в том году получил приз за лучшую режиссуру со своим «Выжившим».
2017 год. Лунный свет. Драма. 110 минут. IMDb: 7,4
В городе Майами вовсе не такая безоблачная и солнечная жизнь, как кажется. На самом деле правят тут криминал, деньги и наркотики. Темнокожему юноше с самого рождения приходится выживать в этой клоаке, находясь среди не самых лучших людей и выстраивая при этом свои моральные ориентиры.
Любопытный казус произошел на церемонии вручения премии Оскар – победителем был объявлен явный фаворит мюзикл «Ла-Ла Ленд». К счастью, ведущие быстро исправились и награду получил тот, кто ее и заслужил.
2018 год. Форма воды. Драма, фантастика. 123 минуты. IMDb: 7,3
Фильм оказался очень странным. Идет 1963 год. Немая уборщица Элайза работает в научной лаборатории. Однажды туда привозят для опытов отловленного человека-амфибию. В погоне за открытием ученые не жалеют испытуемого. Но Элайза влюбляется в мутанта и помогает ему сбежать.
Не все поняли посыл режиссера Гильермо дель Торо. Ведь он умудрился поместить в фантастическую ленту немало социальных тем. Все это не осталось без внимания кинокритиков. На фоне холодной войны поднимаются вопросы расовых предрассудков и борьбы человека с государственной машиной. Да и в визуальном плане к дель Торо сложно придраться – он создает настоящие шедевры.
2019 год. Зелёная книга. Драма, биография. 130 минут. IMDb: 8,2
В истории Америки немало темных страниц, рассказ о которых и сегодня не оставляет никого равнодушным. Фильм повествует о событиях начала 1960-х. Тони Валлелонга – обычный вышибала по прозвищу Болтун. Но клуб, в котором он работал, закрылся на ремонт. К счастью, для Тони находится непыльная работенка – быть водителем и телохранителем чернокожего музыканта Дона Ширли.
Режиссер Питер Фаррелли получил известность своими несерьезными работами «Муви 43» и «Тупой и еще тупее». На удивление его новый фильм оказался и трогательным, и одновременно серьезным, рассказывающим о временах сегрегации. В основу картины легла реальная история гастролей Дона Ширли. «Зеленая книга» заслуженно получила Оскар, обойдя другого фаворита – «Рома».
2020 год. Паразиты. Триллер, драма. 131 минута. IMDb: 8,6
Фильм рассказывает о корейском семействе, которому приходится жить в сыром грязном полуподвале, воровать интернет у соседей и перебиваться случайными подработками. Но однажды друг сына семьи, уезжая на стажировку за границу, предлагает тому заменить его и поработать репетитором у старшеклассницы в богатой семье Пак. После подделки диплома о высшем образовании, парень отправляется в дизайнерский особняк и производит на хозяйку дома положительное впечатление. И здесь ему в голову уже приходит план по трудоустройству сестры.
Нет комментарий