В предыдущем материале мы с вами узнали, как была основана легендарная компания Nintendo, а также познакомились с ключевыми людьми, стоящими у истоков игровой индустрии, такими, как Сигеру Миямото и Гумпэй Ёкой. Сегодня мы продолжим наш увлекательный экскурс в историю видеоигр.
Famicom (1983)
После успеха Color TV-Game и Game & Watch было глупо сомневаться в прибыльности игровой развлекательной электроники. Поэтому инженеры Nintendo практически сразу приступили к разработке следующей игровой консоли компании под кодовым названием GameCom.
В 1983 году на японский рынок вышла игровая консоль Family Computer или просто Famicom. Консоль стала безумно популярной среди японцев и разошлась тиражом в 500 000 коробок за первые 2 месяца. В то время приставка стоила 14 800 йен (примерно 100 $ США).
Famicom – это первая приставка Nintendo, которая использовала в качестве носителей информации сменные картриджи. Когда в консоли всего несколько встроенных игр, она быстро надоедает владельцу. А если выпускать всё новые и новые игры на сменных носителях, не меняя при этом железную начинку приставки, это значительно увеличивает её жизненный цикл и приносит куда больше денег разработчикам.
Дизайн и внутреннее убранство Famicom разработал японский инженер Масаюки Уемура, человек с богатым жизненным опытом и большой любовью к различным играм. Во время 2 мировой войны, его семья переехала в Киото. А так как у них не было денег, маленький Масаюки делал себе игрушки своими собственными руками. Его игрушки со временем становились всё более и более сложными. Когда он закончил индустриальный колледж, его приняли на работу в компанию Sharp Corporation. Однажды работодатели отправили его в компанию Nintendo, чтобы он узнал, не нужны ли тем фотоэлементы производства Sharp. Именно в тот день Масаюки Уемура познакомился с Гумпэем Ёкоем, а чуть позже устроился на работу в Nintendo, где возглавил 1 из главных отделов исследований и разработок компании.
Nintendo в те годы не могла позволить себе шиковать, поэтому, в целях экономии, приставка была выпущена в недорогом пластиковом корпусе с 2 проводными геймпадами и световым пистолетом. Помните, как в прошлый раз я вам рассказывал о том, как Nintendo создала своего рода «световой тир» для боулинг-парков? Эти знания очень пригодились им при разработке Famicom.
Игровые контроллеры приставки были частично скопированы с карманной консоли Game & Watch, о которой я рассказывал вам в предыдущем материале. Это был пластиковый прямоугольник, на котором располагались крестовина D-pad (ноу-хау Nintendo), кнопки Start, Select, A и B. Сейчас многим из нас это кажется примитивным, а в то время этот контроллер был самым продвинутым среди существующих на рынке аналогов. Впоследствии его, так или иначе, скопируют себе практически все крупные игроки рынка. Контроллеры игровых приставок ныне процветающих Microsoft и Sony также не существовали бы без инноваций, которые привнёс Famicom.
2 геймпад был лишён кнопок Start и Select, но на него были добавлены встроенный микрофон, используемый в ряде игр, а также регулятор громкости приставки.
Геймпады нельзя было отсоединить от консоли. Сделано это было ради экономии на дополнительных коннекторах для подключения игровых контроллеров. Поэтому, если 1 из геймпадов выходил из строя, нужно было либо ремонтировать его самостоятельно, либо, в случае невозможности ремонта, покупать новую консоль.
На корпус консоли Масаюки Уемура специально добавил рычаг с надписью «Eject», который выталкивал игровой картридж из консоли. В нём на самом деле не было никакой необходимости, так как картридж без труда вытаскивался рукой. Но Уемура заметил, что дети, которые были среди первых тестеров новой консоли, очень любили «катапультировать» картридж из приставки. Поэтому рычажок решили оставить в финальной ревизии приставки. Также именно Уемура настоял на том, чтобы консоль была яркой красно-белой расцветки для внешней схожести с детскими игрушками. Это привлекало внимание детей и заставляло их родителей покупать им столь желанную дорогую игрушку.
Картриджи с играми были выполнены в виде разноцветных пластиковых корпусов, внутри которых располагались печатные платы с встроенной памятью. С помощью 60-контактных коннекторов они вставлялись в верхний слот консоли, после чего игра практически мгновенно запускалась. Каждый картридж, в зависимости от размера игры и применяющихся в ней технологий, содержал особые комплектующие, благодаря чему саму игровую консоль «апгрейдить» было не нужно. Все необходимые новые технологии можно было встраивать в сам картридж с игрой. Размеры игр для Famicom варьировались от 8 КБ (Galaxian) до 1 МБ (Metal Slader Glory), но, как правило, самым популярным объёмом был диапазон 128-384 КБ.
В плане железа консоль была чудом инженерной мысли. В качестве центрального процессора использовался 8-битный чип, разработанный компанией Ricoh на основе очень популярного тогда процессорного ядра MOS Technology 6502. Схожие чипы были использованы также в популярных игровых консолях Atari 2600, Atari 800 и в персональных компьютерах Apple IIe и Commodore VIC-20. Чтобы избежать патентных отчислений, инженеры Ricoh удалили из процессора несколько транзисторов, отключив часть его запатентованных функций. Разные версии процессора в зависимости от года выпуска и региона работали на частоте от 1,66 до 1,79 МГц. Оперативная память Famicom могла содержать всего 2 КБ информации, но нехватка памяти компенсировалась дополнительными чипами, которые были встроены в некоторые игровые картриджи. Также консоль имела на борту 2 КБ видеопамяти, 256 байт памяти для хранения описания используемых на экране графических спрайтов и объектов, а также 28 байт памяти для хранения информации о цветовой палитре игры.
Чем Famicom выгодно отличалась от своих конкурентов, так это наличием специального видеопроцессора, который также был разработан в стенах Ricoh. Процессор назывался Picture Processing Unit (PPU) и работал на частоте от 5,32 до 5,37 МГц (в зависимости от ревизии консоли). Процессор позволял приставке одновременно выводить на экран до 64 графических спрайтов («спрайт» — 2D-изображение анимированного или статичного игрового персонажа или любого другого объекта). Разработчикам игр была доступна цветовая палитра из 64 цветов, 25 из которых можно было одновременно выводить на экран, не прибегая ни к каким дополнительным программным ухищрениям. Разрешение изображения, выдаваемого Famicom посредством композитного кабеля (те самые популярные в народе «тюльпаны») на экран телевизора, равнялось 256 на 224 пикселя.
В каждом комплекте с приставкой поставлялись порты 3 аркадных игр Nintendo: Donkey Kong, Donkey Kong Jr. и Popeye. Так как до этого игры такого качества были доступны лишь благодаря очень дорогим игровым автоматам, которые стоили десятки тысяч $ , Famicom просто сметали с полок японских магазинов. Ещё бы! Ведь благодаря этой маленькой коробочке за 100 $ можно было играть в замечательные игры с потрясающей по тем временам 8-битной графикой прямо у себя дома.
Не обошлось без небольших накладок. Спустя несколько месяцев после запуска консоли выяснилось, что некоторые приставки наглухо зависают при воспроизведении определённых игр. Проблема была в партии бракованных микрочипов, использованных при сборке Famicom. Nintendo пришлось отозвать довольно большую партию консолей из продажи и полностью заменить в них материнские платы, а тем людям, кто столкнулся с проблемой, поменять бракованную приставку на новую совершенно бесплатно. На устранение проблемы было потрачено примерно 500 000 $ .
Как бы то ни было, Famicom продавался очень успешно. К концу 1984 года приставка разошлась тиражом уже в 2,5 миллиона штук только в одной Японии. А ведь компания Nintendo готовилась к крупномасштабному покорению Северной Америки.
The Advanced Video System (1984)
Nintendo заключила договор с американской компанией Atari для того, чтобы распространять свою новую консоль в США. Famicom в Северной Америке должна была называться Nintendo Advanced Video Gaming System. Всё шло гладко до той поры, пока представители Atari не узнали, что Nintendo в своё время продала лицензию на распространение игры Donkey Kong компании Coleco, которая по сей день продолжала её продавать для своих консолей. Это было нарушением лицензионного договора, поэтому действие контракта было приостановлено. Спустя месяц руководитель Atari был уволен советом директоров за этот недосмотр, а договор попросту разорвали. Тем самым Atari подписала себе смертный приговор, так как это недальновидное стратегическое решение в будущем приведёт компанию к банкротству. Nintendo решила продвигать свою консоль на американском рынке своими собственными силами.
В результате подготовки Famicom к знакомству с американскими потребителями на свет появился прототип консоли The Advanced Video System (AVS). Эта приставка была похожа на обычную клавиатуру, к которой подключался кассетный магнитофон для загрузки данных, 2 кнопочных контроллера, 1 джойстик, а также футуристичного вида световой пистолет. Всем своим видом консоль демонстрировала свою элитность и дороговизну. Да она и сейчас выглядит весьма впечатляюще.
AVS сильно опережала своё время, ведь тогда ничего подобного на рынке попросту не было. Внимательно взгляните на снимок. Вы видите какие-либо провода, ведущие к геймпадам или кассетному магнитофону? Их нет, потому что консоль, а также все устройства ввода данных были снабжены инфракрасными портами. Да, перед вами 1 пример использования беспроводной коммуникации в мире видеоигр. И это было в 1984 году – трудно поверить! Приставка умела не только воспроизводить игры, выпущенные для Famicom. С её помощью можно было программировать на языке BASIC, писать музыку, создавать собственные игры и так далее.
Теперь о грустном. Из-за бешеной по тем временам дороговизны производства эта приставка так никогда и не появилась на рынке. Президент компании Хироши Ямаучи принял решение разработать более дешёвую версию консоли для рынка США. В итоге AVS показали публике всего 1 раз в 1984 году на выставке электроники CES. Оригинальный прототип консоли в данный момент выставляется в музее видеоигр.
Несмотря на то, что AVS не суждено было увидеть свет, она послужила основой для разработки удешевлённой версии Famicom для Северной Америки.
Кризис индустрии видеоигр
Тогда мало кто верил в то, что Nintendo удастся закрепиться в США. Ведь в 1983 году на рынке игровых консолей случился ужасный кризис. Случилось это, прежде всего, из-за перенасыщения американского рынка различными игровыми консолями, которые предлагали игрокам фактически одинаковые игры. Причём игры эти были настолько низкого качества, что современный человек даже из любопытства не обратил на них никакого внимания. Вдобавок ко всему очень быстро рос спрос на персональные компьютеры, которые во многом опережали игровые консоли по своей функциональности. Стечение этих обстоятельств привело к тому, что большая часть американских разработчиков видеоигр попросту обанкротились.
Разработчики, чтобы хоть как-то удержаться на плаву, начали десятками штамповать однообразные низкобюджетные игры ещё более худшего качества, чем раньше. Цены на видеоигры начали стремительно падать, и за год рухнули с 35 $ до 5 за 1 игру. Компании Magnavox (разработчики 1 в истории игровой консоли) и Coleco покинули рынок. Atari была продана американскому бизнесмену Джеку Трэмелу и переименована в Atari Corp.
Все прекрасно понимали, что надо что-то менять. Менять уверенно и полностью. Но никто не знал, как это реализовать на деле. Никто, кроме Nintendo. Именно они внезапно появились на чужом для себя рынке и навсегда изменили индустрию видеоигр, привнеся в неё не просто новую консоль, а целую новую японскую философию, подкупающую потребителей высочайшим качеством продукции и, что самое главное, красивыми и безумно увлекательными видеоиграми.
Nintendo Entertainment System (1985)
Летом 1985 года мировой общественности была представлена Nintendo Entertainment System (NES). Несмотря на то, что приставка являла собой всего лишь перерождение японской консоли Famicom, внешне она разительно отличалась от своего японского предка.
Дизайн консоли вполне предсказуемо напоминал собой так и не увидевшую свет консоль AVS, показанную ранее в этом году. Всё в ней было очень сильно упрощено и благодаря этому удешевлено. Геймпады обзавелись проводами, пришедшими на замену инфракрасным портам, световой пистолет стал менее футуристическим, а сама консоль перестала напоминать персональный компьютер, лишилась кассетного магнитофона для ввода данных и классического джойстика.
Порт для картриджей переместился с верхней поверхности консоли на её фронтальную часть. Да, теперь, вы должны были приподнять специальную крышку, подобную тем, которые прикрывают клавиши фортепиано, вставить картридж внутрь консоли, пока коннектор не войдёт в специальный порт, а затем ещё и надавить на горизонтально расположенный картридж, чтобы он опустился вниз до характерного щелчка. Только после этого можно было играть.
Картриджи также очень сильно изменились. Они стали в 2 с лишним раза больше, нежели картриджи для Famicom. Если японские картриджи имели 60 контактов на коннекторах, то американские коннекторы стали 72-контактными. Дополнительные контакты использовались для борьбы с пиратством, а также для улучшения качества звука в видеоиграх. В NES специально для этого были встроены 2 новых микрочипа, отличающих её от Famicom. Чип авторизации 10NES проверял каждую видеоигру на предмет её подлинности, так как к 1985 году китайские умельцы научились подделывать картриджи Famicom и даже успешно начали торговать контрафактными видеоиграми на рынках различных стран. 2 чип должен был значительно улучшить качество звука в некоторых играх, но, по сути, его практически никогда не использовали.
Так как кризис видеоигр доказал, что это весьма нестабильный вид бизнеса, Nintendo решила обезопасить себя от возможных рисков. Все американские картриджи производились исключительно на оборудовании японской компании, а их производство полностью оплачивалось разработчиками видеоигр. Это позволило исключить убытки в результате провала игры на рынке. А также, если разработчики допустили критическую ошибку в игровом коде, все бракованные картриджи возвращались к ним, а не к Nintendo.
Геймпады наконец обрели полноценные порты. Их можно было вытаскивать и легко менять на новые. Их дизайн изменился под стать обновлённой консоли, но расположение кнопок и D-pad осталось прежним. В остальном же NES была практически полной копией Famicom.
Успех консоли на американском, а затем и на европейском рынке очень трудно описать словами. К 1990 году за 5 лет своего существования, NES продалась тиражом большим, чем все игровые консоли, которые выходили на рынок до неё, вместе взятые. Всего было продано около 62 миллионов NES и Famicom, и не стоит забывать, что это без учёта бесконечных китайских клонов и подделок, которых было продано в разы больше. Да что уж говорить, они даже сейчас продаются практически на каждом углу.
Famicom Disc System (1986)
Это не совсем консоль, а всего лишь hardware-дополнение к японской приставке Famicom, которое использует в качестве носителей информации специальные дискеты, разработанные в Nintendo. FDS представляла собой прямоугольную коробку, на которую сверху ставилась оригинальная Famicom, с которой FDS соединялась через порт для картриджей.
FDS увеличивала доступный объём оперативной памяти Famicom до 32 КБ, а фирменные двухсторонние дискеты вмещали в себя 112 КБ информации. Если игра размещалась на обеих сторонах дискеты, то в определённый момент игры консоль просила пользователя перевернуть дискету на другую сторону, после чего игровой процесс продолжался. Некоторые совсем уж громоздкие игры выпускались на 2 дискетах, т.е. занимали до 224 КБ памяти.
Дискеты с играми, благодаря их небольшому размеру, продавали в Японии с помощью специальных автоматов прямо на улицах крупных городов. Подходишь, засовываешь в автомат нужную сумму, и он выплёвывает тебе в руки дискету с новой игрой Nintendo. Быстро, удобно и без очередей.
Из-за чрезмерной экономии на всём и вся, в Nintendo не предусмотрели на дискетах с играми шторок, которые бы защищали намагниченную поверхность от физических повреждений, из-за чего та часто царапалась и приходила в полную негодность.
За всё время было продано примерно 4,5 миллиона Famicom Disc System. По сей день это устройство очень высоко ценится среди коллекционеров игровых консолей, а его ценник на интернет-аукционах порой доходит до совершенно космических сумм.
Популярные видеоигры
NES не стала бы популярной, если бы не имела в своём арсенале достаточного количества впечатляющих видеоигр. В этом плане у японской консоли было всё в полном порядке. Nintendo Entertainment System распространялась в США в виде 2 разных комплектов. Deluxe Set стоимостью 249 $ включал в себя саму консоль, 2 контроллера, световой пистолет NES Zapper, маленького робота R.O.B., о котором я вам расскажу чуть позже, а также 2 игры – Gyromite и Duck Hunt. 2 комплект стоимостью 99 $ назывался Control Deck и содержал в себе лишь консоль, 2 геймпада и игру Super Mario Bros. (можно было приобрести консоль без игры, сэкономив при этом около 10 долларов).
Одновременно с запуском консоли на рынок поступили 18 игр для неё: 10-Yard Fight, Baseball, Clu Clu Land, Donkey Kong Jr. Math, Duck Hunt, Excitebike, Golf, Gyromite, Hogan’s Alley, Ice Climber, Kung Fu, Mach Rider, Pinball, Stack-Up, Super Mario Bros., Tennis, Wild Gunman и Wrecking Crew. Этого было вполне достаточно для того, чтобы заворожить американскую аудиторию, которая тогда была просто подавлена ужасными играми, разработанными в период кризиса 83-го года.
Разумеется, главным хитом стала игра Super Mario Bros., которую разработал Сигеру Миямото совместно с геймдизайнером Такаши Тедзукой. Это был духовный наследник игры 1983 года Mario Bros., в которой плотник из Donkey Kong (Jumpman) наконец обрёл личность и стал итальянским водопроводчиком Марио. Но если в Mario Bros. игроку приходилось просто прыгать по 4 этажам и убивать странного вида черепах, то в Super Mario Bros. игровой процесс заиграл новыми красками. Тогда мало кто мог себе представить, что игры могут быть настолько яркими и красивыми. Жанр платформеров, разумеется, появился не в 1985, а гораздо раньше, но именно игра Super Mario Bros. подняла планку качества на невероятно высокий уровень. В братьев Марио играли даже взрослые и весьма серьёзные люди, несмотря на то, что игра, прежде всего, была нацелена на детскую аудиторию. На сегодняшний день эта игра разошлась тиражом более чем в 40 миллионов копий, и это не считая бесчисленных пиратских подделок и любительских ремейков. Но одним хитом NES, разумеется, не ограничилась.
В 1986 году Сигеру Миямото выпустил свою новую игру – The Legend of Zelda, в которой главный герой по имени Линк, вооружённый щитом и мечом, должен спасти принцессу Зельду от злодея Ганондорфа. Игра сочетала в себе элементы RPG и экшена, что было очень необычно в те годы, так как разработчики игр вообще боялись проводить эксперимент со смешением жанров. В итоге история Линка и Зельды так сильно полюбилась людям, что серия стала одним из главных источников дохода Nintendo и остаётся им по сей день. Шестнадцать игр серии на сегодняшний день разошлись тиражом около 68 миллионов копий, а самая первая The Legend of Zelda стала самой продаваемой игрой всех времён для NES.
Охватить все замечательные видеоигры для NES в рамках этого материала я не смогу при всём своём желании. Ограничусь лишь упоминанием некоторых самых известных хитов. Это, разумеется, охота на уток с помощью светового пистолета Duck Hunt, приключения черепашек ниндзя TNMT в 3 частях, похождения пещерного человечка из Adventure Island, боевые жабы Battletoads, братья-каратисты Double Dragon, подрывник Bomberman, борец с нечистью из Castlevania, приключения Чипа и Дэйла, Darkwing Duck, известный в нашей стране, как Чёрный Плащ, а также Утиные Истории — Duck Tales, танковые баталии Battle City, фантастический мир Metroid, симпатяга Pac-Man и, конечно же, легендарная русская игра Tetris, эксклюзивные права на которую Nintendo в своё время отвоевала у Atari. Продолжать этот список можно очень долго, ведь только в США на этой консоли вышло более 700 игр. И это без учёта неофициально выпущенных игр, которых наверняка в несколько раз больше. Сюда же можно приплюсовать сотни, если не тысячи игр, которые так никогда и не покинули Японии и не были переведены на английский язык.
Дополнительные аксессуары NES
Помимо игр для NES, можно было приобрести различные аксессуары, некоторые из которых по сути были практически бесполезны или работали из рук вон плохо.
Как я уже говорил, в Deluxe-комплектации NES был миниатюрный робот R.O.B. (сокращение от Robotic Operating Buddy), который подключался в 1 из портов консоли. Этот пластмассовый робот был совместим всего с 2 играми – Gyromite и Stack-Up. Игрок посредством геймпада взаимодействовал с роботом, а тот, в свою очередь, взаимодействовал с игрой. В Gyromite по экрану бегали 2 профессора, жизни которых угрожали различные злобные существа, а игроки, помимо управления главными героями, должны были параллельно отдавать команды роботу, который неспешно нажимал на различные кнопки или перекладывал разные цветные кубики с места на место, тем самым изменяя игровой уровень и условия игры. Робот был настолько медлительным, что только мешал прохождению игры. Руководство Nintendo быстро отказалось от поддержки этого аксессуара, а позднее и вовсе перестало его производить, поэтому выпущенные на запуске NES роботы большую часть времени просто лежали мёртвым грузом около игровой консоли.
Контроллер Power Glove представлял собой неуклюжую перчатку для управления играми при помощи движений пальцев и определённых жестов. Перчатка работала просто ужасно. Вместо 1 кнопок постоянно нажимались другие, управление было жутко неотзывчивым, что также привело к снятию её с производства.
Для Famicom выпускали даже свою собственную караоке-студию. Этот комплект из микрофона и картриджа с песнями был очень популярен у себя на родине, в Японии. Существует официальный модем для этой консоли, с помощью которого можно было скачивать шутки, новости и секреты прохождения игр с сервера Nintendo. А несмотря на то, что AVS так никогда и не поступила в продажу, можно было докупить дополнительную клавиатуру и картридж с языком BASIC, после чего начать осваивать азы программирования. Аксессуаров было очень много, но лишь некоторые из них представляли истинную ценность для пользователей.
Клоны Famicom
Очень важной главой в истории Famicom является момент, когда эту игровую консоль начали подделывать в Китае и других азиатских странах. Думаю, что многие из вас, так или иначе, сталкивались с клонами этой приставки на многочисленных рынках нашей страны и даже в некоторых вполне престижных магазинах электроники. Клоны Famicom продавались во множестве стран, но сегодня давайте поговорим именно о нашей с вами родине.
В СССР и России Famicom и NES официально никогда не продавались. Nintendo попросту не рассматривала всерьёз эту возможность, да и времена тогда были не самые лучшие для того, чтобы выходить на наш рынок. Сами понимаете. А ведь в нашей стране, как оказалось, очень многие готовы были платить приличные деньги за то, чтобы заиметь у себя дома игровую консоль Nintendo.
Инициативу взяли в свои руки студенты МГУ, которые в 1992 году договорились о поставках в Россию тайваньских клонов Famicom, производимых компанией TXC Corporation, а также пиратских картриджей с самыми популярными играми Nintendo. Был разработан фирменный стиль, название Dendy и логотип со слоном, которого нарисовал известный российский художник-аниматор Иван Максимов. Свою компанию студенты окрестили Steepler и приступили к продажам игровой консоли на территории России по цене 39 000 руб. (примерно 94 доллара).
Спрос на продукцию Steepler оказался просто ошеломляющим. Очень скоро у предпринимателей появился свой собственный журнал про видеоигры «Видео-Асс Dendy», а также своя собственная телепередача «Dendy – Новая реальность», которую вёл Сергей Супонев. К ноябрю 1995 года Steepler владела 10 дочерними предприятиями и продавала свою продукцию через 80 авторизованных дилеров по всей стране. Сегодня, если речь заходит о 8-битных игровых консолях, то название Dendy используется как нарицательное. Настолько плотно вошло оно в русскую культуру.
Steepler в своей наглости дошли до того, что в середине 90-х заключили с Nintendo соглашение, по которому они будут официально распространять на территории нашей страны их новую консоль Super Nintendo Entertainment System (SNES), о которой мы поговорим в другой раз. Таким образом, в отечественных магазинах продавались одновременно официальные 16-битные консоли Nintendo и 8-битные подделки Famicom, о которых Nintendo даже не догадывалась.
Разумеется, в 1996 году руководство Nintendo прознало о бесчинствах, которые творились на территории нашей страны. Но остановить волну пиратства и контрафактных игровых консолей было уже невозможно, так как у Steepler появились конкуренты в лице компаний Kenmaster (приставки Kenga) и Bitman, которые привезли в страну ещё больше подделок. Попытки выяснить отношения через суд ни к чему не привели, так что Nintendo осталась без единой копейки от вырученных предприимчивыми русскими миллионов $ , незаконно заработанных ими за счёт японской компании. Этот печальный случай очень надолго оттолкнул Nintendo от российского рынка, так как японцы – очень гордый народ, да и быстро такие обиды вряд ли забываются. Вероятнее всего, именно из-за этой истории консоли Nintendo на территории России официально не продавались аж до 2006 года.
Продолжение следует…
Содержание цикла «Nintendo»:
[1] Nintendo и её игровые консоли
[2] Nintendo и её игровые консоли
Нет комментарий