Японская компания Nintendo сыграла очень важную роль в истории становления и развития современных видеоигр. Именно Nintendo вывела Страну восходящего солнца на рынок игровых консолей. Nintendo в своё время задала новый уровень качества видеоигр своими проектами для консоли Famicom (в нашей стране известной как Dendy). Nintendo создала самую популярную игровую консоль всех времён и народов — Nintendo DS. В стенах Nintendo родился 1 из самых узнаваемых персонажей современных видеоигр – водопроводчик Марио. В рамках этого материала, состоящего из нескольких частей, я постараюсь в хронологическом порядке рассказать вам обо всех игровых приставках, которые выпустила эта японская компания, а также о самых интересных моментах её истории. Надеюсь, мой рассказ покажется вам интересным и в чём-то познавательным.
Становление компании
Компания Nintendo была основана японцем Фусадзиро Ямаучи в конце 1889 года и изначально называлась Marufuku. Штаб-квартира Marufuku располагалась в Киото, а основным родом её деятельности являлось производство игральных карт Hanafuda («цветочные карты» — яп.) очень популярных в Японии. В 1907 году компанию переименовали в Nintendo Koppai, а игральные карты Ханафуда впервые начали продаваться за пределами Киото. Большую роль в популярности карт Nintendo сыграл контракт с американской студией Disney. Когда персонажи американских мультфильмов появились на японских игральных картах, их продажи выросли в несколько раз. Популярность Nintendo росла как на дрожжах. У компании даже появился свой собственный карточный чемпионат, который назывался «Nintendo Cup».
Позднее компания была переименована в Nintendo Playing Card Company Limited, а затем, в 1963 году, её название сократилось до простого Nintendo Company Limited. Именно в 1963 году компания, наконец, начала проводить эксперимент в других областях бизнеса, выходя за рамки мира игральных карт.
Здесь очень важно упомянуть, что в этот период компанией управлял Хироши Ямаучи, внук основателя компании Фусадзиро Ямаучи. Этот прозорливый бизнесмен руководил Nintendo с 1949 по 2002 год включительно, после чего уступил своё место преемнику в лице Сатору Иваты, который руководит компанией в данный момент. Именно Хироши Ямаучи ответственен за то, что компания начала искать себя в новых направлениях бизнеса, отклонившись от производства игральных карт.
В период с 1963 по 1968 год Nintendo успела открыть собственное такси, свой собственный «отель любви» (место, где японские влюблённые парочки могут недорого снять себе номер и уединиться), свою собственную телевизионную сеть, компанию по производству пищевых продуктов, а также опробовать несколько других направлений в мире японского бизнеса. Разумеется, все начинания Nintendo закончились полным провалом. А когда после Олимпийских игр 1964 года катастрофически обрушилась популярность карточных игр в Японии, компания оказалась перед очень сложным выбором.
Гениальный инженер
В 1966 году компания решила попробовать себя в области производства детских игрушек. Именно тогда в компании появился самый важный на тот момент сотрудник – Гумпэй Ёкой. Этот человек впоследствии стал легендарным геймдизайнером, который практически всю свою жизнь проработал в Nintendo, и по сей день заслуженно считается иконой игровой индустрии. Можно сказать, что современная Nintendo – это и есть Гумпэй Ёкой. Но вряд ли нам поверит кто-то из нынешнего руководства компании.
Гумпэй придумал игрушку «The Ultra Hand» — пластмассовую телескопическую руку, которую многие из вас видели в многочисленных фильмах и мультфильмах. Благодаря высоким продажам своего изобретения, Ёкой был переведён из отдела обслуживания в отдел исследований и разработок (R&D1) компании Nintendo. Именно этот человек помог компании выкарабкаться из долговой ямы и выйти на совершенно новый экономический уровень.
Гумпэй Ёкой был инженером до мозга костей. Всё своё свободное время он придумывал разные необычные устройства, в том числе и электронные. Благодаря нему родились такие игрушки, как паззл «Ten Billion Barrel», бейсбольная машинка «Ultra Machine», запускающая в людей шарики, а также «Love Tester» — первое электронное устройство компании Nintendo. Эта игрушка состояла из 2 металлических шариков, которые проводами были соединены с небольшим электронным табло. Парень и девушка должны были взять в руки по 1 круглому сенсору, после чего табло выдавало им значение их влюблённости друг в друга в диапазоне от 1 до 100 очков. Разумеется, всё это было не более чем шуткой. Но устройство пользовалось бешеной популярностью в Японии и за её границами.
В 1973 году в стенах Nintendo не без помощи Гумпэя Ёкоя была разработана игра Laser Clay Shooting System, в которой использовалось специальное «световое ружьё», из которого нужно было расстрелять проецируемые на стену движущиеся мишени. Благодаря встроенной системе зеркал и фотоэлементов, ружьё определяло – попал ли человек в мишень или нет. Эти развлекательные системы устанавливались в многочисленных японских клубах для боулинга, где имели огромный успех среди публики.
В середине 70-х президент компании Хироши Ямаучи вовремя осознал, что близится технологический прорыв и начало эры легкодоступной бытовой электроники. А это значило только одно: электроника будет всё чаще использоваться в развлекательных целях, а стоимость компонентов для её производства будет неуклонно падать с течением времени.
В пользу этого говорила и безумная популярность самых первых игровых консолей, появившихся в те годы на рынке. Американские компании Atari и Magnavox купались в деньгах, продавая десятки тысяч подключающихся к обычному телевизору приставок, способных выводить на него незамысловатые игры типа PONG. Хироши Ямаучи заключил соглашение с компанией Magnavox, что давало ему право распространять игровые консоли Magnavox Odyssey на территории Японии.
Успешные продажи чужой игровой консоли подтолкнули компанию к созданию своей собственной приставки. 1 игровой консоли Nintendo.
Color TV-Game (1977)
Для того чтобы разработать собственную консоль, пришлось нанять нескольких инженеров из Sharp Electronics, а также заручиться поддержкой компании Mitsubishi Electric. Первые 2 модели приставки назывались соответственно Color TV-Game 6 и Color TV-Game 15. Номера в названиях означали количество встроенных в приставку игр, а вернее – разных режимов одной и той же игры.
Color TV-Game 6 (1977) предлагала игрокам 6 разных вариантов самой популярной игры того времени – PONG, в которой вам необходимо было с помощью специальных вращающихся рукояток управлять теннисной ракеткой и отбивать мячик в ворота противника.
Color TV-Game 15 (1978) предлагала целых 15 вариантов PONG и, в отличие от 1 модели приставки, была снабжена 2 удобными контроллерами на длинных проводах.
Color TV-Game Racing 112 (1978) предлагала игрокам совершенно новые ощущения с помощью реалистичного автомобильного руля и рычага для переключения передач. Ко всему прочему, к приставке можно было подключить 2 дополнительных контроллера и играть с 2 друзьями.
Color TV-Game Block Breaker (1979) содержала в себе вариацию популярной игры Atari’s Breakout, где с помощью ракетки нужно отбивать мяч в группу цветных плиток, разбивая их. Интересен тот факт, что дизайн корпуса этой модели Color TV-Game – это 1 личный проект Сигеру Миямото. Но о нём мы ещё поговорим чуть позже.
Computer TV-Game (1980) содержала в себе электронную версию настольной игры «Реверси» (известной также под названием «Отелло»), в которую можно было играть 1 против компьютера или вдвоём с другом.
2 первые модели Color TV-Game продались общим тиражом в 2 миллиона штук, а в общей сложности первая игровая консоль Nintendo во всех своих вариациях разошлась тиражом чуть более 3 миллионов штук. Этот успех позволил компании значительно расширить подразделения, занимающиеся электронными играми.
Аркадные автоматы и талант Сигеру Миямото
Параллельно с разработкой игровых консолей, Nintendo решила вплотную заняться аркадными игровыми автоматами. Внутри Nintendo даже было сформировано специальное подразделение, единственным направлением которого стало производство и продажа игровых автоматов.
Самой 1 аркадной игрой, выпущенной Nintendo, стала EVR Race, громоздкий автомат на шестерых игроков, который демонстрировал на экране конные скачки и позволял людям делать ставки на лошадей. Игра была невероятно сложной, а аркадный автомат постоянно ломался, и его приходилось чинить. 1 блин комом научил Nintendo тому, что мир аркадных игр – это не так просто, как могло показаться с самого начала.
Самыми известными игровыми автоматами Nintendo в начале 80-х были Radar Scope (1980) – нечто среднее между Space Invaders и Galaxian, а также Donkey Kong (1981) – игра, которая принесла компании мировую известность.
Donkey Kong – это первая авторская игра легендарного геймдизайнера Сигеру Миямото. Во время разработки игры тот вдохновлялся мультфильмами про морячка Попая, сказкой о красавице и чудовище, а также голливудским фильмом «Кинг Конг». Вдвоём с Гумпэем Ёкоем они создали невероятный по тем временам игровой проект. В нём даже были своего рода сюжетные вставки, рассказывающие, как злая горилла Данки Конг похитила девушку, а главному герою, плотнику по имени Jumpman (тогда были модны слова типа Pac-Man, Walkman и т.д.), предстоит её спасти из лап чудовища. Мало кто тогда догадывался, что Jumpman в будущем станет знаменитым водопроводчиком Марио, который сделает Nintendo одним из лидеров рынка электронных развлечений.
Игра Donkey Kong стала настолько популярна во всём мире, что Nintendo даже начала продавать права на её персонажей. Герои произведения Сигеру Миямото появились на коробках с детскими завтраками, в мультфильмах, книгах и комиксах. Контракт с американским издателем Coleco позволил портировать игру на множество других платформ, что принесло Nintendo огромную прибыль.
Game & Watch (1980)
История хандхельдов (переносных или карманных игровых устройств от англ. «handheld») Nintendo берёт своё начало в 1980 году, когда на рынок была выпущена игра под незамысловатым названием «Ball». Это положило начало целой серии карманных видеоигр под лейблом Nintendo Game & Watch, где слово Watch в названии стояло не просто так. Благодаря небольшому расходу электричества LCD-дисплей этих карманных игрушек постоянно отображал текущее время, поэтому их можно было использовать как небольшие электронные часы и даже в качестве будильника.
Разумеется, эту игровую консоль придумал и разработал никто иной, как Гумпэй Ёкой. Идея создать карманную игровую консоль с LCD-дисплеем пришла Гумпэю в голову совершенно внезапно. Он ехал на скоростном японском поезде и заметил, что рядом с ним сидит скучающий мужчина делового вида, который от нечего делать тыкает в случайном порядке кнопки на своём электронном калькуляторе. Увидев эту картину, дизайнер решил создать компактное устройство, работающее от круглых батареек для калькуляторов (LR4x/SR4x), с помощью которого можно было бы спасаться от скуки в похожих ситуациях.
Игра «Ball» не отличалась особой замысловатостью. На экране был изображён жонглёр (позднее ставший маскотом Game & Watch), который должен был подбрасывать падающие мячики, вовремя подставляя под них свои ладошки. С ходом времени скорость полёта мячиков увеличивалась, и играть становилось всё сложнее. За каждый отбитый мячик игроку начислялось одно очко, а если все мячики упадут на землю – игра заканчивалась. На хандхельде было всёго 2 круглых кнопки управления – «влево» и «вправо», а также 3 кнопки для переключения режимов игры и настройки времени. Первая Game & Watch пришлась по душе геймерам начала 80-х и разошлась тиражом около 250 тысяч экземпляров.
Руководство Nintendo быстро смекнуло, что наткнулось на золотую жилу, и компания начала штамповать новые игры Game & Watch 1 за другой. Разумеется, о запуске нескольких разных игр на одном устройстве не могло идти речи. Ведь вся анимация персонажей и элементы интерфейса заранее наносились на сегментированный LCD-экран, так что свободного места для других игр на нём попросту не оставалось. Поэтому каждая новая игра представляла собой персональную консоль, спроектированную специально для неё.
Game & Watch выпускалась в нескольких разных вариантах, которые отличались названиями, функциональностью и форм-фактором. Первые игры выпускались в серях Silver (1980) и Gold (1981), так как лицевая поверхность хандхельдов была либо золотого, либо серебряного цвета.
На смену им пришли серии Wide (1981) и New Wide (1982), которые отличались более широким экраном и увеличенными размерами консоли.
Серия Multi (1982) добавила в Game & Watch 2 экран, отчего консоль стала раскладушкой.
Серия Panorama (1983) использовала систему светофильтров и зеркал, чтобы выводить на экран цветную картинку. Реализовать автономную подсветку экрана от крошечных батареек для «калькулятора» в то время было невозможно, поэтому использовался внешний источник света, который при помощи светофильтра делал трафареты персонажей на подкрашенном LCD-экране цветными и яркими. А специальное зеркало отражало проекцию экрана под правильным углом в глаза игрока.
Серия Tabletop (1983) представляла собой крошечные настольные копии реальных аркадных автоматов со свойственными им элементами управления. Эту консоль вряд ли можно было назвать карманной, так как она выделялась из общей линейки Game & Watch своим размером. Зато консоль выдавала цветное изображение благодаря тому, что в корпусе помещались лампы и крупные батарейки.
Серия Super Color (1984) выделялась тем, что умела выдавать цветное изображение без использования светофильтров, ламп и зеркал в отличие от Panorama и Tabletop. Кроме того, консоль приобрела вертикальный форм-фактор.
Серия Micro VS System (1984) привнесла в Game & Watch мультиплеер для 2 игроков. Внутри консоли были спрятаны 2 круглых контроллера на проводах, которые можно было достать и отдать 1 из них своему приятелю.
Серия Crystal Screen (1986) обладала прозрачным LCD-дисплеем, под который можно было вставить различные цветные фоновые изображения.
Суммарные продажи 60-ти разных игр серии Game & Watch, которые, к слову, продолжали официально выпускаться до 1991 года, составляют примерно 43 миллиона штук. Для любителей классики Nintendo до сих пор выпускает ограниченным тиражом некоторые успешные игры серии Game & Watch, но купить в магазинах их нельзя. Получить эти раритетные устройства можно лишь приобретая продукцию Nintendo и коллекционируя бонусные «звёзды», которые можно затем обменять на сайте японского производителя на их самую первую карманную игру «Ball».
Многие компании вдохновились успехом Nintendo на поприще карманных развлечений. Некоторые пытались создать нечто подобное, а кто-то просто нагло копировал японские идеи. Советский завод «Ангстрем» долгое время выпускал и продавал игры серии «Электроника ИМ» (ИМ – игра микропроцессорная), которые являлись точными копиями и вариациями игрушек Game & Watch. Многие из вас наверняка помнят знаменитые игрушки «Ну, погоди!» (1985) — аналог японской игры Game & Watch Egg с заменой персонажа на волка из известного мультфильма, или «Тайны океана» (1987) – аналог игры Game & Watch Octopus, где даже персонажа перерисовывать не стали, а просто взяли всё готовое.
Таким незамысловатым способом, владельцы отечественных заводов смогли незаконно заработать огромные состояния, продавая безобидные карманные игрушки. Тираж одного только «Ну, погоди!» в 1985 году составил 400 000 штук. Компания Nintendo, разумеется, была не в курсе происходящего, так как нашим рынком не интересовалась до середины 90-х.
Влияние Game & Watch на игровую индустрию нельзя недооценивать. Именно в серии консолей Game & Watch впервые была применена схема управления с координатным D-pad (крестовиной) под левую руку и кнопками действий под правую. Такой подход был позже перенесён сначала в игровой контроллер Nintendo Entertainment System, а затем скопирован в контроллеры практически всех игровых консолей. Кстати, карманная игровая консоль Nintendo DS обязана своим форм-фактором «раскладушки» именно серии игр Game & Watch Multi.
По сути Game & Watch была 1 по-настоящему популярной карманной консолью в истории человечества. Да, до неё уже были попытки создать нечто подобное, но ни одно из этих развлекательных устройств не достигло таких высот.
В следующей части мы поговорим о других игровых консолях Nintendo, а также обсудим немало других интересных моментов из истории этой японской компании.
Продолжение следует…
Содержание цикла «Nintendo»:
[1] Nintendo и её игровые консоли
Нет комментарий