%%% Из Парижа в Токио за 2,5 часа сможет добираться пассажирский самолёт, концептуальный макет которого европейские инженеры показали на французском международном авиасалоне. В полном соответствии с модой авторы проекта особо подчёркивают его экологичность. На авиасалоне в Ле Бурже (Paris Air Show) европейский аэрокосмический гигант EADS представил четырёхметровую модель межконтинентального авиалайнера отдалённого будущего. Аппарат называется ZEHST (Zero Emission High Supersonic Transport), то есть «высотный сверхзвуковой транспорт с нулевым выбросом».

По информации Discovery, стартовать ZEHST будет на паре обычных турбореактивных двигателей, но питаться они должны биотопливом, выработанным из водорослей, потому речь идёт о сокращении эмиссии CO2. Дальше будет применяться и вовсе водород, а следовательно, выхлоп станет полностью нулевым.

%%%
Несмотря на большую скорость и высоту полёта, указывают представители EADS, пассажиры нового лайнера не должны испытывать никаких неудобств и чувствовать себя, как в самом обычном самолёте (фото с сайта aviationreport.blogspot.com).

Так, достигнув на обычных двигателях высоты в 5 километров и скорости в 0,8 Маха, аппарат включит пару небольших ракетных движков, работающих на жидком водороде и жидком кислороде.

Чуть позже к ним подключится ещё один ракетный двигатель, но заметно крупнее первых двух. Он будет представлять собой вариацию тех движков, что применяются в ракетах-носителях Ariane.

Вместе эти три агрегата позволят лайнеру набрать высоту в 23 километра и скорость 2,5 М, при этом максимальное ускорение, испытываемое пассажирами, будет довольно мягким — 1,2 g.

Далее произойдёт ещё одна смена используемой двигательной установки. На вахту заступит пара прямоточных воздушно-реактивных двигателей. Они тоже будут потреблять водород в качестве топлива, но уже атмосферный воздух в роли окислителя.

Эти двигатели помогут аппарату достичь крейсерской скорости в 4 М и высоты полёта в 32 километра, гласит пресс-релиз компании. На прямоточниках ZEHST и будет лететь большую часть рейса.

%%%
ZEHST должен вмещать от 50 до 100 пассажиров. Обратите внимание — половину фюзеляжа занимают баки с ракетным топливом (иллюстрация EADS, AFP).

При приближении к аэропорту назначения гиперзвуковой лайнер выполнит планирующий спуск и торможение, а на высоте 10 километров и уже при дозвуковой скорости будут снова запущены классические турбореактивные двигатели. С их помощью ZEHST сможет выполнить обычную посадку, или при необходимости уйти на второй круг либо запасной аэродром.

Все составляющие такого лайнера аэрокосмической отрасли хорошо известны. В том или ином виде такая техника давно тестируется. Ракетные двигатели хорошо отработаны в космических носителях, да и опыты с прямоточными гиперзвуковыми моторами, в том числе и водородными, тоже ведутся не один год. Но всё вместе в одном изделии, да ещё пассажирском лайнере, никто пока не совмещал.

Концерн EADS сообщает, что находится на ранней стадии развития проекта. Так что о сроках его реализации говорить можно лишь приблизительно. Прототип-демонстратор ZEHST должен появиться к 2020 году. Полноценный пассажирский самолёт с такой установкой — не раньше 2040 года, а серийным и массовым он должен стать в 2050-м.

%%%
Полёт в стратосфере на четырёх скоростях звука, по расчётам европейцев, обеспечит наиболее экономное расходование горючего (фото EADS, AFP).

Заметим, принятый EADS принцип — последовательное переключение между двигателями разного типа по мере разгона крылатой машины, в общих чертах не раз всплывал в проектах аэрокосмической техники будущего.

Куда сложнее придумать универсальный двигатель, который работал бы в пассажирском лайнере либо космоплане от самолётного взлёта с обычного аэродрома и до гиперзвуковой или даже первой космической скорости. Именно над таким двигателем сейчас работают в Великобритании.