Существует психологический эффект «IKEA», который утверждает, что, когда люди сами создают свои изделия, люди имеют тенденцию переоценивать свои (часто посредственные) создания. «Эффект IKEA» выдвигает на первый план важность самостоятельной деятельности. Когда человек делаете что-то сам, работа, затраченная на изготовление этой вещи, дает ему ощущение удовлетворение результатом работы. В результате, человек получает более сильное положительное восприятие своего создания (даже если оно сделано не очень хорошо).
Недавно два исследователя из Научно-исследовательской лаборатории Эффектов СМИ (Media Effects) университета штата Пенсильвания хотели узнать, работает ли «эффект IKEA» применительно к роботам. Они, считают, что предыдущие исследования в области «взаимодействие человек-машина» демонстрировали, что эффект «самостоятельной деятельности» присутствует в таких видах деятельности, как, например, настройка интерфейса программного приложения. Если этот эффект работает для роботов, как его можно усилить, чтобы сделать роботов более «приятными» для людей?
Исследователи провели ряд экспериментов и представили результаты на международной конференции по вопросам взаимодействия человека и робота, проходившей в Новой Зеландии. Было привлечено 80 добровольцев (студентов-старшекурсников) для участия в исследовании процесса сборки роботов. Цель исследования: определить, как меняется восприятие робота добровольцами в зависимости от того, что им сказали о роботе заранее, и насколько активно они участвовали в сборке робота. Одной группе старшекурсников дали человекоподобного робота. Они должны были вставить в робота аккумулятор, включить компьютер и провести простой процесс установки программного обеспечения. А другая группа просто наблюдала такой же процесс со стороны. После установки программного обеспечения, обе группы взаимодействовали с роботом в течение 5-10 минут. Затем, все старшекурсники заполнили анкету, с вопросами о ощущении «владения», «удовлетворения», и что они чувствовали в процессе установки программного обеспечения.
Результаты исследования чётко показали, у пользователей возникает более сильное ощущение «самостоятельной деятельности», когда они сами выполняют предложенную работу. При этом возникает больше положительных оценок робота и улучшается процесс взаимодействия. Как и в случае других изделий, которые необходимо самому собрать, сборка робота также генерировала положительный психологический эффект: «Я сделал это сам!». Полученное ощущение «владения» — тоже важный определяющий фактор. Который, в отсутствие фактического или юридического владения, может привести к более положительной оценке робота. Знакомясь с «внутренностями» работа и настраивая его (вместо того, чтобы просто взаимодействовать с заранее смонтированным роботом), люди действительно получают чувство, что робот «мой». Таким образом, чувство собственности приводит к лучшим результатам при оценке качества робота, а также при его взаимодействии с пользователями. Деятельность такого рода (если процесс недостаточно долгий или трудный, что расстраивает пользователей) работает, и работает очень хорошо. Чувство «Я сделал это сам!» полученного после процесса самостоятельной сборки, так сильно, что намеченная цель или функция робота, кажется, не влияют на результаты его субъективной оценки.
Исследование имеет и прикладное коммерческое значение. Проще продать робота, если потенциальному покупателю разрешить вставить в него аккумулятор и осуществить простейшие настройки программного обеспечения.
Нет комментарий