Напомним, что утечка кислорода на российском сегменте Международной космической станции была обнаружена космонавтами 30 августа. Российский экипаж отметил снижение давления. Через некоторое время была обнаружена и причина инцидента. Оказалось, что во внутренней обшивке корабля «Союз МС-09» имеется «микротрещина». Космонавты приняли меры по экстренному ремонту станции, заделав дырку эпоксидной смолой, а затем дополнительно покрыли место разрыва герметиком для надежности.
Позже появилось уточнение, что это никакая не микротрещина, а настоящая дырка, по внешним признакам, выглядящая как отверстие от сверла. Она располагалась в бытовом отсеке, а не в спускаемом аппарате, поэтому не угрожала возвращению космического корабля на Землю. Откуда она там взялась? Изначально подумали на возможность микрометеоритного удара, однако позже в СМИ появилась информация о том, что дырка в обшивке «Союза» могла появиться еще на стадии сборки космического аппарата.
В Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» создана комиссия, которая в настоящий момент занимается изучением обстоятельств инцидента, а также ищет виновника. Официальный доклад о результатах проверки планируются представить уже в середине сентября, однако некоторые источники уже сообщают о том, что причиной разгерметизации «Союза» стало отверстие от сверла, которое могло появиться в цехе общей сборки кораблей в подмосковном Королеве, а не на Байконуре или в космосе.
«Комиссия, которая продолжает изучать причины произошедшего, склоняется к мнению, что отверстие было сделано в бытовом отсеке корабля «Союз» еще на этапе изготовления космического корабля в сборочном цехе», — цитирует слова анонимного источника из российской космической отрасли агентство РИА «Новости».
В настоящий момент проводится проверка книги жалоб и замечаний, которая имеется по каждому выпущенному Заводом экспериментального машиностроения (входит в состав РКК «Энергия») кораблю. В ней отмечаются все замечания, которые выявляются в ходе сборки и испытаний космического аппарата на испытательном стенде. Сюда же прикладываются заверенные документы, утверждающие устранение обнаруженных проблем.
«Ищется конкретное замечание по просверленному отверстию и меры, принятые по его устранению», — объяснил собеседник агентства.
Согласно другому источнику, некоторые сотрудники сборочного цеха знали о производственном дефекте, поскольку «проводилась работа по его устранению еще на Земле при сборке». Источник также пояснил, что на последнем этапе сборки аппарата, когда «Союз» уже был почти полностью укомплектован оборудованием, отверстие было заделано специальным клеем (наличие признаков клея рядом с дырой было отмечено космонавтами МКС). Однако непонятно, сообщалось ли об этом в книге замечаний.
Кроме того, была отмечена невозможность проделать дырку в «Союзе» уже непосредственно на Байконуре.
«Это операция, не предусмотренная документацией. На полигон корабль должен поступать в готовом и укомплектованном виде, и там его только испытывают. Если возникает необходимость подобного рода работы, то ее оформляют соответствующим техническим решением, которое согласовывают с головной фирмой. Естественно, под «бумажкой» собирают кучу подписей и набегает не меньшая куча контролеров. Допустить что кто-то нештатно сверлил корабль на Байконуре – конечно, можно, но это сложно сделать в реальности, так как это должен делать одиночка, а там корабль без присмотра никогда не остается», — отметил один из источников.
«Запустить токаря внутрь и всем уйти – такого не может быть в принципе», — добавил источник.
Ранее также появилось заявление о том, что дыру в корабле «Союз МС-09» на МКС мог просверлить психически неустойчивый член экипажа, который захотел вернуться домой. С таким мнением выступил депутат Госдумы и космонавт Максим Сураев. Позже эта теория в космической отрасли была отвергнута, как маловероятная.
После инцидента появилась информация о том, что все готовые космические аппараты серии «Союз» и «Прогресс» проверят на производственный брак.
Что думаете по этому поводу? Поделиться мнением можно .
Нет комментарий