Называется «Project Titan», производится в Ирландии, якобы уже тайком тестируется на североамериканских дорогах и в перспективе станет «фольксваген-жуком XXI века». Аналитики Forbes постарались отсеять зерна от плевел и обосновать перспективы создания Apple собственного автомобиля.
При постоянно растущей стоимости, iPhone продолжает оставаться товаром, потенциально доступным каждому потребителю. Простым в обращении, красиво оформленным, весьма полезным и многофункциональным, словом – желанным. В описании будущего автомобиля априори должны присутствовать аналогичные эпитеты, плюс некая изюминка, названная Джеффом Уильямсом в недавнем интервью «огромной разницей с существующими моделями». Задача для купертиновцев привычная, в конце концов, по аналогичному принципу создается каждый новый яблочный смартфон, ноутбук или любой иной продукт.
Проблемы проистекают из специфики автомобильного бизнеса. Например, из-за устоявшихся барьеров здесь крайне трудно приживаются радикальные технологические новшества. Плюс отрасль капиталоемкая – произведя фурор с экспериментальной прыгающей платформой вместо традиционной катящейся, вряд ли удастся наладить ее серийное производство. Рентабельное, с приличным уровнем продаж, так уж точно, в чем в свое время убедились столь талантливые инженеры и бизнесмены, как Престон Такер (Preston Tucker), Джон Делориан (John DeLorean), Малькольм Бриклин (Malcolm Bricklin) и Хенрик Фискер (Henrik Fisker).
Та же Tesla Motors, посягнувшая лишь на силовую систему персонального транспортного средства, при колоссальных затратах средств и времени уже добилась некоторых успехов, но о получении значительной прибыли речь все еще не идет. Почему же стоит полагать, что полных новичков в этом деле из Купертино может ожидать успех? Аналитик Forbes Джоан Мюллер (Joann Muller) собрала свои соображения в 10-ти пунктах.
У Apple есть деньги. Много денег.
Наряду с нефтедобывающей индустрией, автомобилестроение считается самой капиталоемкой отраслью бизнеса, на что указывают суммарные затраты по статье «изучение и разработка» порядка $133 млрд в прошлом году. Ужесточающиеся требования к системам безопасности, постоянная борьба за снижение уровня выбросов, обкатка новых технологий для сертификации – расходы всегда только растут. Конкретный пример связан с компанией General Motors, затратившей в 2014-ом на обновление производственных линий и внедрение новшеств до $14,4 млрд. А в этом году, по прогнозам, ее расходы возрастут еще на миллиард-другой.
Внушительные числа, но они вряд ли способны ввести финансистов Apple в благоговейный трепет. «Оперативный резерв» компании по уточненным данным превышает $200 млрд, это самый крупный в мире пакет для свободных инвестиций, который для чего-то ведь собирается? Не для манипуляций на фондовом рынке, модернизации Apple Watch или проплату лояльности азиатских чиновников, все это отдельные статьи расходов. Ответа достоверно никто не знает, но если яблочный бренд захочет, то потратится в десятки раз больше General Motors и даже не опустошит счета.
Собственная розничная сеть и внушительное лобби
Руководители Tesla Motors два долгих года боролись за право продавать электромобили конечным потребителям напрямую, минуя дилерские сети с их драконовскими условиями. И конца-края этой борьбе не видно, так как в Техасе и других штатах крупные автосалоны имеют серьезное политическое влияние и чужаков в тех штатах больше, чем недолюбливают. Отменять или вносить поправки в государственные акты и стандарты ради амбициозного аутсайдера не торопятся нигде в мире, сколь много слов о пользе для экологии не было бы произнесено.
Apple с прошлого года активно, но мягко «терроризирует» Белый дом, лоббируя принятие серьезных законов в интересах IT-структур. И в своих силах Тим Кук сотоварищи не сомневаются, равно как и в том, что им подконтрольно происходящее на территории всех 450-ти магазинов Apple Store в разных странах мира. Серьезным ограничением станут лишь расположение и интерьер стеклянных кубов – пристроить автосалончик в центре мегаполиса не позволяют ни физические условия, ни разрешения властей. Но показать товар во всей красе можно и при помощи систем виртуальной реальности, при необходимости организовав еще и тур на закрытый загородный полигон. Сколько людей приобрело Apple Watch, получив часы по почте, а не унеся с собой из магазина? Жалоб не наблюдается, даже если речь идет об очень дорогих модификациях – покупатели доверяют Apple.
Производить комплектующие и собирать машины будут не IT-шники
По аналогии с тем, как iPhone фактически рождаются далеко за пределами Калифорнии, хотя и украшены претензионным лейблом. Перед Apple будет стоять обыденная, почти рутинная задача – разработать дизайн, подобрать комплект опций, наладить цепочки поставок. И если электронику для американцев с большим удовольствием делает Foxconn, то австрийская Magna Steyr или финская Valmet Automotive с не меньшим энтузиазмом возьмутся за производство автомобилей. Для них это стабильная загруженность и неплохая прибыль без избыточных рисков – Apple нужно лишь разработать толковый проект.
Минимальные проблемы с устаревшими фондами
Не обремененной производственными мощностями компании не требуется заботиться о модернизации заводов и индексации заработной платы рабочим. Если бренд отжил свое, процедура «похорон» осуществляется в обычном офисе, простым оформлением пакета документов с последующим открытием бутылки шампанского, когда будет создан его преемник. Дочерних структур за Apple не значится, мертвым грузом ничего не повисает уже сколько лет – балласт сбрасывают быстро и безжалостно. Конечно, с освоением новых просторов что-то может поменяться, но сейчас все выглядит оптимистично.
Дорожка уже частично протоптана Tesla
Главное достижение этой компании – армия потребителей сменила отношения к электромобилям, в короткий срок разглядев в экзотике повседневную рабочую лошадку. В рабочих планах Элона Маска выйти на уровень реальной конкуренции с производителями «классики» в течение десятилетия, а ведь в его распоряжении много меньше ресурсов, чем у Apple. Налицо предпосылки для повторения ситуации 8-летней давности, когда уже неплохо знакомый с сенсорными экранами мир пришел в восторг не от новой технологии, а от грамотной реализации концепции «аппарата без кнопок» – iPhone.
Имя, все дело в нем
Apple не придется с боями продвигать свое детище, так как самого названия бренда достаточно, чтобы привлечь интерес к чему угодно. Будь то «Apple sock» (носок) или «Apple oatmeal cookies» (овсяные печеньки) – доказано очередями и ажиотажем при предзаказах в течение всех последних лет. Компания вовсе не случайно минувшей осенью начала движение от приставки «i» к использованию в названии продукции полного названия производителя. Явный задел на будущее, в том числе, автомобильное.
Покупатели гарантировано найдутся
За массой азартных восклицаний не слышно ропота рассудительных потребителей о том, что цены на коммуникаторы уж больно досадно растут с каждым годом. Люди привыкли, точнее, в развитых странах они приучены платить большие деньги за продукцию со знакомым логотипом. А как именно оправдывают свои действия, вторично, главное – не нарушать тенденцию. Благо, финансовых инструментов в распоряжении целеустремленного покупателя предостаточно, а объяснять, почему новое заведомо и значительно дороже старого, маркетологи Силиконовой долины никогда не устанут.
В Apple поднаторели в «охоте за головами»
В рамках работы над проектом Apple Watch была создана мини-армия ученых, разработчиков и экспертов мира моды – с нуля, в дополнение к существующему коллективу. Скупка стартапов ведется с неумолимой методичностью рачительного хозяина, готового и не поскупиться, и без тени сомнения перейти дорогу конкурентам. Проект Titan в этом отношении выглядит просто еще одним направлением работы и, по слухам, уже назначены премиальные в размере $250 000 за переманивание в купертиновские офисы перспективных сотрудников Tesla.
Одной модели автомобиля будет достаточно
И она даже не обязана соответствовать четким критериям какого-либо класса – рынку хватит просто «электромобиля от Apple». Пусть прочие деятели автопрома ломают голову над соотношением долей пикапов и кроссоверов в модельном ряде, а яблочному бренду на первых порах с лихвой хватит единственной модели. У той же Tesla их вовсе не много и такая свобода действий создает весомое конкурентное преимущество.
Можно рисковать, не опасаясь катастрофы
Уверенность придает колоссальный финансовый парашют, который обеспечит мягкое приземление при любом провале. Для сравнения, в планах Cadillac потратить $12 млрд на выпуск 8-ми новых моделей автомобилей к 2020-ому году и еще 2-3 в следующие годы, причем они обязаны оказаться востребованы на рынке. Apple за то же самое время может расстаться с $15-20 млрд ради создания одной-единственной модели. И вот парадокс, активно продавать ее хотя бы ради того, чтобы компенсировать затраты, вовсе не нужно.
Пусть чудо-авто окажется нерентабельным, привлечет шквал критики и окажется не по карману даже самым преданным поклонникам бренда. Но в нем будут удачные, поражающие воображение, инновационные решения – именно то, о чем двусмысленно поведал Уильямс. Новичок станет действующим символом, примером направления развития технологий нового века, предметом зависти и образцом для подражания для ведущих автопроизводителей. И те, не имея собственных аналогов, либо придут на поклон к Apple, либо станут копировать черты ее детища.
В любом случае индустрия автопрома сменит, пусть и не глобально, вектор дальнейшей эволюции. По аналогии с ситуацией, возникшей на рынке смартфонов после появления шикарного по сути, но такого корявого в реальности первого iPhone. А Apple, не вовлекаясь в гонку за массовыми продажами, уверенно войдет в мир автомобилестроения и, быть может, даже начнет уверено задавать тон. Вот что имеют в виду аналитики Forbes, обосновывая подоплеку действий бренда, его главная цель – занять перспективное место, а все прочее, как говорится, приложится.
Нет комментарий