Наверняка вы слышали теорию о том, что наши смартфоны нас прослушивают. Нет, речь сейчас не о голосовых ассистентах, которые записывают непонятые команды, чтобы затем их расшифровали эксперты-лингвисты, а о том, что смартфоны просто слушают нас в фоновом режиме и передают эту информацию рекламодателям. Именно на основе этой информации формируется рекламная выдача для каждого из нас, отвечая нашим потребностям. Ну, по крайней мере, так говорят конспирологи. А что на самом деле?

Действительно ли наши смартфоны нас прослушивают? Личный опыт

Существует ли прослушка на самом деле?

Исследователи в области кибербезопасности компании Wandera провели независимый эксперимент, чтобы выяснить, действительно ли наши смартфоны могут нас прослушивать. Для этого они взяли по одному смартфону Apple и Samsung, установили на них приложения Facebook, Amazon, YouTube, Google, Snapchat и Instagram, поскольку предполагается, что именно они занимаются прослушкой, и разместили их в пустой комнате, в которой включили рекламу корма для животных.

Как формируется реклама

Через три дня — чтобы условные рекламодатели успели обработать полученные данные — эксперты начали искать признаки того, что смартфоны действительно занимались прослушкой. Они проверили рекламу в приложениях и в браузере, однако ни на одной площадке не было ни единого баннера с продвижением корма для животных или чего-то подобного. Тогда было решено проанализировать расход батареи в фоновом режиме. Но и эта проверка не дала искомых результатов: оба смартфона не израсходовали зря ни одного процента заряда. По результатам эксперимента эксперты сделали вывод о том, что смартфоны не занимаются прослушкой и тем более не сливают услышанное рекламодателям.

Читайте также: Google устроила показную борьбу с вирусами в Google Play

Лично я понятия не имею, как именно работает подобного рода прослушка, однако в том, что она есть, я уверен на 100%. В этом я убедился на собственном опыте, когда обсуждал со своим знакомым особенности употребления вина со всеми присущими этому мероприятию атрибутами. Но, вот незадача, и я, и мой товарищ напрочь забыли, как называется устройство для насыщения вина кислородом, вслух перебирая слова для описания этого процесса. Вдруг кто-то из нас вспомнил, что речь идёт о декантации, и мы успокоились.

Как смартфоны следят за нами

Однако через день или два я заметил, что Google стал подсовывать мне рекламу декантеров и других приспособлений, которыми пользуются винолюбы, к коим я себя отнести ну никак не могу. Поэтому мне показалась довольно странной такая выдача, учитывая, что наша с товарищем беседа была абсолютно спонтанной, во время неё интернет я не открывал и даже не пытался найти название забытого термина. Тогда почему Google начала рекламировать мне то, с чем я не имел дела?

Подпишись на наш канал в Яндекс.Дзен. Там круто.

Главный редактор AndroidInsider.ru Ренат Гришин тоже имеет подобный опыт. Вот его история:

Эта история произошла лет 7 назад. Тогда мы с женой ждали ребёнка и однажды вечером у нас зашел разговор про детские коляски. Я, в отличие от супруги, в интернете их не искал, а только принимал участие в обсуждении. Однако через несколько дней после того разговора я начал замечать, что вижу рекламу колясок, хотя абсолютно точно уверен, что дальше кухонной беседы мой к ним интерес не заходил. Хотя, с другой стороны, можно зайти и с другой стороны, предположив, что рекламу мне подсунул Facebook. Допускаю, что он мог бы отследить мою геолокацию и геолокацию жены, которая как раз и искала коляски в Google, а потом просто выдать мне то, чем интересовалась она.

Объяснить произошедшее довольно непросто. Возможно, прослушивание ведётся выборочно и только на устройствах тех пользователей, у которых включён какой-нибудь параметр в настройках профиля Google. Такой вариант не исключен, поскольку параметров у Google на самом деле целая масса. Во всяком случае, эксперты то и дело находят разного рода способы сбора информации — от записи разговоров с Google Assistant до сохранения истории всех совершённых покупок. Вариантов, почему со мной это случилось, может быть масса, но после того случая я окончательно уверился в том, что Google и вправду повышает релевантность рекламы, слушая, о чём говорят пользователи.