Сегодня практически каждый производитель автомобилей пытается достичь нулевого выброса вредных веществ в атмосферу. Для этого они постепенно отказываются от двигателей внутреннего сгорания и переходят на электрические аналоги, но мало кто знает, что экологический транспорт был придуман еще в 1950-е годы. Именно тогда на улицах швейцарских городов появились гиробусы — экологичный, тихий и плавный общественный транспорт, работающий на кинетической энергии от вращающегося маховика.
Концепция транспорта, который не полагается на линии электропередач и тем самым превосходит по возможностям троллейбусы, была предложена инженером компании Oerlikon Бьярне Сторсандом в 1946 году. Именно он осознал, что электродвигатель может работать от энергии генератора и сохранять ее внутри вращающегося на огромной скорости маховика.
Для раскрутки этого маховика использовались зарядные станции, которые встречались на протяжении всего маршрута. Гиробусы подсоединялись к ним при помощи трех штанг и они раскручивали маховик до 3000 оборотов в минуту. Этой энергии хватало на езду со скоростью 50-60 километров в час на расстояние до 6 километров. Если пассажиров было мало, транспорт мог проехать даже 10 километров.
Размер маховика достигал 160 сантиметров, а вес равнялся 1,5 тоннам — для снижения сопротивления, он помещался внутрь камеры с пониженным давлением и с большим количеством газообразного водорода. На раскрутку остановленного маховика требовалось около 40 минут, но если он был активен, для полной зарядки хватало и 5 минут. Благодаря обилию зарядных станций на протяжении всего маршрута проблем с энергией практически не было — например, на 4,5 километровом пути от швейцарского города Грандсон до Ивердон-ле-Бен, было установлено 4 зарядные станции.
Минусы гиробусов
Казалось бы, при всех этих преимуществах гиробусы были обречены на массовый успех, и сегодня они должны разъезжать по улицам городов вместо троллейбусов. К сожалению, у них было несколько слабых и даже опасных сторон, которые вынудили людей отказаться от них. Во-первых, водители гиробусов часто сокращали путь по грунтовым дорогам, что приводило к поломке гироскопических подшипников. Во-вторых, инженеры осознали об опасности вращения тяжелого стального колеса — в случае поломки какой-либо детали, он мог навредить людям. Как-никак, линейная скорость обода маховика достигает 900 километров в час, и если он отцепится, последствия могут быть крайне плачевными.
Из-за обнаруженных проблем, производство гиробусов было остановлено. На сегодняшний день существует только один вариант этого экологичного транспорта прошлого века — он хранится в Фламандском музее трамваев и автобусов в Антверпене. Некоторые группы инженеров намеревались создать новую версию транспорта, но у них ничего не получилось — в 2005 году Университет Техаса в Остине и центр транспорта и окружающей среды начали искать спонсора, но так и не нашли.
К счастью, сегодняшние попытки компаний создать безопасный для окружающей среды транспорт проходят вполне успешно. Мало того, что большинство из них почти полностью перешло на электроэнергию, так еще и показывают отличную способность самостоятельной езды и потребляют гораздо меньше энергии, чем обычные автобусы.
Нет комментарий