В субботу во время испытаний двигателей космического аппарата SpaceX Dragon случилась «аномалия» — так ее окрестила сама компания. На непонятно каким образом утекшем видео случившегося запечатлен обратный отсчет с последующим прожигом двигателей SuperDraco и — бум, все взорвалось. SpaceX не признает аварии и не подписывается под видео, но неназванные источники сообщают различные сведения об инциденте. Давайте их соберем.
После аварии большие красивые облака оранжевого дыма накрыли Landing Zone 1, где проводились субботние испытания двигателя. По данным одного из источников, оранжевые шлейфы были результатом сжигания одной-двух тонн тетроксида азота — окислителя, которое используется в двигателях SuperDraco. Что случилось и что теперь будет делать SpaceX — читайте дальше.
Что было уничтожено?
Капсула Crew Dragon, которая стала виновником торжества, та же самая, которая в марте летала в рамках демонстрационной миссии на Международную космическую станцию. Космический аппарат готовили к проведению испытания отмены запуска этим летом. По плану, Dragon должны были запустить с ракетой Falcon 9 из Флориды и затем активировать мощные двигатели SuperDraco, чтобы посмотреть, может ли Dragon безопасно оторваться от ракеты в случае проблем с ракетой-носителем до или во время полета.
Теперь, когда SpaceX потеряла свою капсулу, ей придется искать замену для этого испытания отмены запуска. Непонятно, будет ли она собирать типовый двигатель с системой из восьми двигателей SuperDraco или переделает один из Dragon, которые она построила для пилотируемых полетов к космической станции. В любом случае, это существенная материальная потеря для компании.
Как это произошло?
Никто не знает. На слитом видео аномалия возникает в последние 10 секунд отсчета, и непонятно, начали работать двигатели SuperDraco или нет. Один из источников сообщил, что компания получила массу данных о неполадке — это было наземное испытание, поэтому аппарат был прекрасно оснащен инструментами — поэтому теоретически найти корень проблемы будет проще, чем если бы проблема возникла во время настоящего полета. В лучшем сценарии, который не повлечет задержку для SpaceX, кто-то просто неправильно собрал оборудование для наземного испытания. В худшем случае обнаружится фундаментальная проблема в дизайне двигателей SuperDraco.
Во время прежних аварий Илон Маск довольно честно рассказывал причины неудач, и многие надеются, что в этот раз он также будет прозрачен и открыт. В конце концов, этот аппарат повезет в космос людей, а значит все, что с ним происходит, должно интересовать людей и будет важно для прогресса компании.
Кто-нибудь пострадал?
К счастью, нет. Последний раз, когда мы наблюдали отказ наземного аппарата, был в 1967 году, когда в горящем «Аполлоне-1» погибли три человека. К счастью, никто не пострадал в этот раз, что лишний раз говорит о мерах предосторожности SpaceX во время таких динамических испытаний. Если бы пострадали или погибли люди, это здорово усложнило бы путь SpaceX.
Что это означает для коммерческих рейсов экипажей?
NASA обеспечило контрактами на много миллиардов долларов SpaceX и Boeing в 2014 году с намерением ввести аппараты Dragon и Starliner в эксплуатацию и доставлять американских астронавтов на космическую станцию. До этой аварии SpaceX и NASA планировали в начале октябре запустить первый пилотируемый Dragon. Теперь почти наверняка запуск будет отложен на несколько месяцев, до 2020 года. До субботы Starliner отставал от Dragon в развитии, так сказать, и вряд ли вывел бы людей в космос до 2020 года.
Недавно NASA подписало соглашение с Россией о приобретении двух дополнительных мест в «Союзе», по одному члену экипажа на каждое, что обеспечит присутствие экипажа США на станции до сентября 2020 года. Теперь агентство может быть вынуждено вновь вернуться к услугам России и купить места до конца 2020 года.
Что делает SpaceX сейчас?
Несомненно, у компании были бурные пасхальные выходные. Первый шаг — определить, что произошло, а затем поработать с NASA, дабы полностью понять проблему. После этого нужно будет разработать решение, чтобы проблема никогда не повторилась. Возможно, инженеры компании уже знают, что произошло.
Также SpaceX нужно положиться на NASA — опереться на его опыт в области систем для пилотируемых полетов, а также попросить прикрыть от политического огня. После неудачного запуска ракеты Falcon 9 в 2015 году, когда была потеряна миссия пополнения запасов CRS-7, агентство поддержало своего коммерческого партнера. Руководитель космических полетов NASA Уильям Герстенмайер предложил публичную поддержку компании, отбил сомнения у конгрессменов и помог SpaceX вернуться к полетам очень быстро.
За последние годы некоторые критики NASA рассматривали агентство как «задерживающее» SpaceX во время разработки Crew Dragon из-за ненужной бюрократии и требований. Это может быть верно — отчасти, но NASA — клиент, а в Dragon до сих пор присутствуют неисправности (да и в Starliner, наверное, тоже). Тот факт, что NASA нуждается в SpaceX и что компания и агентство ищут точки соприкосновения, удобные для всех, означает, что они будут работать бок о бок.
И тому есть прецедент. После того, как пожар «Аполлона-1» выявил многочисленные проблемы с первой версией космического корабля, NASA тесно поработало с North America Aviation, тогдашним подрядчиком, и был создан более безопасный дизайн капсулы. Возможно, в этом был залог успеха лунной миссии.
Не стоит сбрасывать SpaceX со счетов
Было бы легко списать SpaceX, окрестив компанию безрассудной. Но реальность такова, что она быстро работает в самых разных направлениях — строит первую крупнейшую в мире многоразовую ракету (Falcon Heavy), улучшает повторное использование первой ступени, запускает больше ракет, чем любая другая компания, строит беспрецедентный транспорт нового поколения — Starship.
Этот случай показывает, что космос это очень трудно. Особенно когда в него хотят люди. Но никто не сомневается, что компания оправится и вернется к своим делам. SpaceX показала, что быстро реагирует на сбои и принимает решения.
Нет комментарий