Человек всегда мечтал преодолеть силу земного притяжения. Это находит свое выражение в фольклоре разных народов мира, мифологические истории которых повествуют о героях, пытавшихся взлететь, как правило, неудачно . Спустя столетия, благодаря развитию технологических наук, мечта человечества, пусть и косвенно, но реализовалась — был создан турбийон.
В оппозицию с гравитацией вступили часовые мастера. Разумеется, не своим собственным «существом», а с помощью сложнейшей и дорогостоящей техники. Так, в 1801 году гениальный изобретатель Абрахам-Луи Бреге — «король часовых мастеров» — посмел отрицать влияние гравитации в работе часового механизма. Именно он изобрел в 1795 году, а уже в 1801 году запатентовал «изобретение, применимое к приборам измерения времени» — Tourbillon Regulateur, или турбийон (от французского «вихрь»). В 1823 году Бреге умер, успев создать и продать всего 35 часов с турбийонами.
Сегодня одни изыскатели объясняют столь низкий спрос на турбийон в то время тем, что это изобретение слишком опередило свое время. Другие склонны полагать, что механизм обладал слишком высокой сложностью и трудозатратами, а также излишней дороговизной. Ну а некоторые и вовсе считают турбийоны ничем иным, как пусть и очень красивой, но абсолютно бесполезной игрушкой. Чтобы определиться, кто из историков прав, а кто не очень, стоит разобраться, зачем Бреге в принципе решил настолько усложнить часовой механизм.
Одной из главных забот часовых мастеров всех времен была точность хода часового механизма. И после различных работ по оптимизации конструкций узлов и агрегатов часов, механизации процесса обработки деталей, совершенствованию регуляторов хода, устранению иных влияющих на работу механизма факторов, входящих в возможности воздействия на них человека, перед часовщиками встала, пожалуй, важнейшая из задач — влияние гравитации на работу часового механизма.
Особенно актуальна эта проблема была в эпоху Бреге относительно карманных часов. Ведь они, в отличие от часов напольных или настенных, никогда не находились в стационарном положении, а постоянно лежали в карманах брюк, жилетов, пиджаков или пальто своих владельцев в самых различных положениях, сохраняя, однако, преимущественно вертикальную ориентацию. Естественно, изменения положения в пространстве негативно отражались на точности хода часов, поскольку баланс часового механизма под влиянием силы земного притяжения смещался от геометрического центра и изменял амплитуду своих колебаний. Ну и в зависимости от направления такого смещения, часы начинали либо спешить, либо отставать. Причем, если изменение ориентации часов происходило в одном направлении несколько раз подряд, то изменение хода «накапливалось» (часы спешили или отставали все больше), а если положение изменялось с периодической сменой ориентации, то разница хода часов компенсировалась.
Именно принцип этой компенсации Абрахам-Луи Бреге и решил использовать для нейтрализации влияния гравитации, то есть: если держать часы в течение минуты в одном определенном положении, а потом столько же времени держать их в другом, то 2 накопленные погрешности просто «поглотят» друг друга. Естественно, в жизни владелец часов не станет следить за тем, чтобы его часы находились постоянно в разных положениях еще и в течение одного и того же времени. А значит, необходимо разработать такой механизм.
Созданный Бреге турбийон являлся миниатюрной мобильной платформой, на которой помещались все детали часового механизма с размещенным в центре балансом. Эта платформа совершала 1 полный оборот вокруг своей оси за 1 минуту, а зафиксированный на ней баланс, в каждый момент своего хода был неточен, однако все его неточности также компенсировались в течение одного оборота турбийона. Получалось — чем чаще часы меняли свое положение, тем точнее они шли.
В силу своей дороговизны часы с турбийоном сразу же стали привилегией богатых людей, поскольку каждое такое устройство собиралось только опытнейшими часовщиками из сотен микродеталей и весило не более одного грамма, создавалось не 1 год и исключительно по персональному заказу.
В настоящее время турбийоны также считаются одними из наиболее сложных устройств часового механизма. Стоимость моделей часов с турбийонами достигает нескольких десятков тысяч $ , а производит их не более 20 часовых заводов-гигантов, известных по всему миру, среди которых такие марки, как Omega, Zenith, Cartier, Vacheron Constantin, Breguet, Patek Philippe, Blancpain, Silberstein, Antonio Prezuiso, Franck Muller, Ulysse Nardin, Audemars Piguet, IWC, Girard-Perregaux, Parmigiani, Daniel Roth.
Турбийон сегодня является одной из самых сложных и дорогостоящих часовых функций. Турбийоны производятся очень ограниченными партиями, например, ежегодный тираж Sky Moon Tourbillon от Patek Philippe составляет всего 4 экземпляра, сообщает mywatch.ru. Оно и понятно, ведь стоимость этих часов — около одного миллиона $ .
Современные турбийоны включают в себя 40-90 частей и весят около 0,5 грамма, а для их изготовления используются сверхлегкие материалы, такие, например, как титан. Кроме стандартной модели турбийонов, в современных часах встречаются и, например, турбийоны, которые совершают 1 оборот не за минуту, а даже за 30 секунд, либо за 4 или 6 минут.
В 1927 году Альфредом Гельвигом был изобретен «парящий» (flying) турбийон, в основе которого ротор, зафиксированный только с одной стороны. Такая конструкция более сложна и в то же время менее надежна, но более изящна и эффектна, что немаловажно с учетом того, что большинство производителей делают турбийон открытым для владельца, то есть за его работой можно наблюдать сквозь окошко циферблата. Для настоящего ценителя часов наблюдать за вращением такого миниатюрного механизма, включающего в себя множество мельчайших деталей — ни с чем не сравнимое зрелищное удовольствие.
Однако эксперты утверждают, что именно внешней эффектностью как раз таки и ограничен практический эффект от этого сложнейшего и сверхдорогого турбийона. Более того, многие его нередко называют даже вредным для точности хода наручных часов. Ведь Бреге разрабатывал турбийон, опираясь на особенности эксплуатации исключительно карманных часов. Сегодня же турбийоны устанавливаются на наручные часы. В отличие от своих карманных предшественников наручные часы преимущественно располагаются в горизонтальном положении, поэтому турбийон зачастую только дестабилизирует баланс, пребывающий в оптимальной для него позиции: перпендикулярно к вектору действия силы тяжести. Даже сам Бреге не отрицал того факта, что в горизонтальной плоскости обороты турбийона происходят вхолостую. Кроме того, необходимая для непрерывного вращения турбийона энергия, забирается у баланса, являющегося «сердцем» часового механизма и отвечающего за точность его хода.
Справедливости ради, стоит отметить, что точность хода наручных часов с турбийонами укладывается в допустимое отклонение -4 +6 секунд в сутки. Для механических часов это очень даже неплохо, но только не для кварцевых.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что турбийон не только сложен, очень хрупок, дико дорогостоящ и практически бесполезен. Поэтому-то в принципе он и является сегодня исключительным отличием элитных моделей часов и признаком утонченного вкуса их владельца, а также свидетельствует об умении ценить истинное искусство, именуемое в простонародье «понтами». Ведь и сейчас часовщики могли бы начать относиться к тому же, скажем, механизму автоподзавода с благоговением и делать ротор, например, из золота или платины. И это будут покупать.
Так же как и ничего не мешает сегодня часовым мастерам сделать мосты, которыми турбийон крепится к платине не золотыми, а, допустим, скромными амортизирующими гармошками, как это делает в своих часах Royal Oak Concept от Audemars Piguetротор. Просто производителям часов, пожалуй, стоит помнить, что турбийон был создан для человека, а не наоборот.
Нет комментарий