В воскресенье, 22 декабря, космический корабль Boeing CST-100 Starliner совершил успешную посадку в Нью-Мексико (США). Хотя не все верили, что Starliner доберется до Земли, корабль все же смог завершить свой первый испытательный полет. Хорошо, что он проходил без экипажа на борту, ведь на начальной стадии полета у корабля была выявлена серьезная неполадка, и вместо 8 запланированных суток Starliner провел в воздухе всего 3 суток. Поэтому хотя Boeing и удалось посадить свое детище без происшествий, до Crew Dragon ему еще очень далеко.
Что случилось с кораблем Starliner
Сначала ничего не предвещало беды — как и планировалось, 20 декабря ракета Atlas V, оснащенная российскими двигателями РД-180, стартовала с космодрома на мысе Канаверал и успешно вывела Starliner на первоначальную орбиту. Однако впоследствии в системе отсчета полетного времени произошел сбой — из-за этого кораблю не удалось скорректировать собственную орбиту, чтобы выйти на траекторию и сблизиться с МКС.
Несмотря на то, что двигатели «Старлайнера» все же включились чуть позже, у него уже не оставалось топлива для полета на Международную Космическую станцию. Поэтому стыковка была отменена, и через 3 суток корабль вернулся на Землю.
Как связаны Boeing 737 Max и Starliner
После двух катастроф с участием самолетов Boeing 737 Max производителю так и не удалось получить разрешение на возобновление их полетов. В огромных ангарах компании и просто в поле стоят без дела множество самолетов, которые не берут заказчики, поскольку не смогут выпустить их на регулярные рейсы без разрешения авиационного комитета. По неподтвержденным пока данным, часть ПО для этих «Боингов» была написана программистами из Индии, которые работали на аутсорсе за смешные деньги.
Так вышло, что Boeing не только занимается производством самолетов — это также крупный подрядчик NASA. После скандалов с Boeing 737 Max многие были обеспокоены тем, что такая компания участвует в разработке космических программ, но тогда всех успокоили, что это два совершенно не связанных между собой подразделения. Однако инцидент со «Старлайнером» заставляет задуматься о том, что создание софта для самолетов и космических кораблей в Boeing никак не связано между собой.
По факту над программным обеспечением для космических кораблей и над софтом для самолетов действительно работают разные команды. Мало того, это разные компании — Boeing Space является «дочкой» головного «Боинга». Но как-то слишком уж много косяков с программным обеспечением для столь крупной корпорации.
В случае с Boeing 737 Max проблема была в системе MCAS. Компания вскоре выпустила патч с исправлением проблемы, однако пока так и не получила одобрение федерального авиационного управления на эксплуатацию самолетов. В причинах инцидента, который произошел со «Старлайнером», еще предстоит разобраться.
Maneuvering Characteristics Augmentation System (MCAS — система улучшения характеристик управления самолетом) — это автоматическая система помощи пилотам, которая помогает программно устранить некоторые недостатки конструкции лайнера Boeing 737 MAX. Она позволяет избежать «сваливания» и пикирования по ошибке экипажа.
Какой корабль лучше — Starliner или Crew Dragon
Еще в 2018 году Boeing испытала двигатели «Старлайнера». Двигатели корабля отработали как положено, однако вскоре после их выключения случилась «аномалия», приведшая к утечке топлива. Как выяснилось позже, проблема заключалась в клапанах подачи топлива – они оказались дефектными и не смогли полностью закрыться. Это заставило Boeing перенести изначально запланированные испытательные космические запуски корабля на более поздние сроки.
Задержка также позволила «конкуренту» Boeing компании SpaceX первой провести беспилотные испытания своего нового пилотируемого аппарата Crew Dragon, отправив последний к МКС. На сегодняшний день Crew Dragon уже слетал к МКС без экипажа и вернулся на Землю.
Конечно, и у Crew Dragon изначально не все было гладко. В этом году в ходе одного из тестов двигателей космический аппарат SpaceX взорвался на испытательном полигоне. Кроме того, у Crew Dragon наблюдались проблемы с парашютной системой. Однако впоследствии SpaceX исправила все недочеты, что позволило компании провести успешный полет к МКС.
Что ждет Boeing
Если раньше Boeing и SpaceX шли на равных, то сейчас производитель самолетов явно в аутсайдерах. С момента закрытия программы космических шаттлов у США не было возможности доставлять своих астронавтов на МКС и возвращать их обратно. Для этого Америка пользовалась услугами российского Роскосмоса и кораблями «Союз». Новые корабли для пилотируемых полетов в рамках контрактов с NASA разработали частные американские компании SpaceX и Boeing. Вот только теперь пока что у них есть надежда только на Илона Маска и его детище. Не зря NASA подстраховалось и объявило о желании забронировать еще несколько мест на российских «Союзах» на 2020 год.
Нет комментарий