Бартини А-57 — один из самых необычных и интересных военных самолетов, разрабатывавшихся в СССР. Причем он интересен всем — необычными для своего времени конструкторскими идеями, дизайном, вооружением и даже историей разработки. В этом плане его можно сравнить с другим самолетом, о котором мы рассказывали ранее — С-22 “Илья Муромец”. Как и самолет С-22, А-57 содержал новаторские решения, которые впоследствии нашли широкое применение в авиации. В это сложно поверить, но машина представляла собой амфибию, выполненную по схеме летающего крыла. Но, к сожалению, этому проекту не суждено было воплотиться в жизнь по разным причинам, одной из которых стало то, что самолет сильно опережал свое время. Но зато он нашел отражение в более поздних машинах.
Авиаконструктор Роберт Людвигович Бартини
Самолет А-57 является секретным проектом конструктора Роберта Людвиговича Бартини, итальянца по происхождению, настоящее имя которого Роберто Орос ди Бартини. Он родился в конце XIX века в семье итальянских аристократов. В начале 20-х годов Роберт Бартини вступил в Итальянскую коммунистическую партию, и был вдохновлен идеями коммунизма настолько, что передал партии богатейшее наследство своего отца.
После государственного переворота, когда к власти пришли нацисты, Бартини отправился в СССР, начал для себя новую жизнь. Одним из самых крупных успехов Бартини в довоенные годы стал двенадцативерстный пассажирский самолет “Сталь”. В 1936 году машина была показана на выставке в Париже, где вызвала интерес публики, а в 1939 году на ней был установлен мировой рекорд скорости. «Сталь» преодолела отметку в 405 км/ч.
Однако ряд успехов в области авиастроение не спасли Роберта Людвиговича Бартини от ареста в конце 30-х годов. Авиаконструктора обвинили в связях с Тухачевским и даже в шпионаже в пользу итальянских властей. В результате его приговорили к десяти годам лишения свободы. Возможно, приговор был бы более суровым, однако Бартини оставался полезным и в заключении, где продолжал свою работу. Совместно с другим не менее известным осужденным А. Н. Туполевым они работали в тюремном КБ над самолетом ТУ-2.
Во время войны Бартини получал задания на разработку самолетов непосредственно от Лаврентия Берии. В частности, работал над реактивными самолетами. В 1946 году Р. Л. Бартини был отпущен на свободу, а после смерти Сталина его реабилитировали.
Разработка самолета Бартини А-57
История А-57 началась в 1955 году авиаконструктор представил свой проект лодки-бомбардировщика А-55 со сверхзвуковой скоростью и средней дальностью. Но проект по многим причинам был отклонен. Поэтому конструктор продолжил свою работу. Ее результатом и стал стратегический бомбардировщик и ракетоносец А-57, проект которого был готов к 1958 году.
При разработке проекта перед конструктором стояла задача разработать аппарат, который сможет достигать любой точки на территории противника, при этом будет минимально уязвим для средств ПВО и сможет выбирать оптимальное направление подхода к цели, независимо от расположения взлетно-посадочной полосы.
В результате была разработана система, которая включала в себя самолет и крылатую ракету, названную тогда самолетом-снарядом. Над крылатой ракетой разработало конструкторское бюро под руководством П.В. Цыбина. Также А-57 мог работать как обычный бомбардировщик.
Так как самолет представлял собой амфибию, он мог садиться на воду или даже снега, и отсюда же взлетать. Это было необходимо для того, чтобы самолет мог взлетать после удара противника по аэродрому. Считалось, что в случае начала войны в первую очередь будут поражены именно аэродромы.
Согласно расчетам, самолет мог лететь с крейсерской скоростью 2500 км/ч и подниматься на высоту 24 км. Взлетный вес машины должен был составлять 270-305 тонн. При этом радиус действия самого самолета составлял 6000-6500 км, а вместе с ракетой он увеличивался до 8000-9000 км.
Что случилось с самолетом Бартини А-57
Чтобы убедиться в соответствии заявленных характеристик, была создана комиссия, в которую вошли представители пяти НИИ и ОКБ. Все они согласились с тем, что характеристики верны и рекомендовали практическое воплощение проекта. Однако он так и не был воплощен в жизнь.
Согласно одной из версий, самолетом А-55 заинтересовался маршал Г.К. Жуков, который был на тот момент министром обороны СССР. Он даже помог организовать новое конструкторское бюро в Москве специально для работой над машиной. Однако после отставки Жукова работа над созданием А-57 была под разными предлогами остановлена. Предположительно, внешний вид аппарата не вписывался в представления о современном самолете того времени. Глядя на А-57 действительно сложно поверить, что он родом из середины 50-х годов.
Но труды конструктора не пропали зря. Впоследствии на основе документации к А-57 был построен стратегический самолет-бомбардировщик М-50 с треугольным крылом, а затем самолет М-57, удивительно напоминавший машину Бартини. К слову, схема «летающее» крыло сейчас применяется во многих современных самолетах, таких как истребитель СУ-57. Ранее мы подробно рассказывали об особенностях этого самолета.
Нет комментарий