Когда дело доходит до создания внутренней части космического аппарата, инженеры часто отдают предпочтение функциональности, а не эстетике, сосредотачиваясь на материалах и оборудовании, которые являются безопасными и эффективными для выполнения намеченной цели транспортного средства. Но некоторые ученые говорят, что пришло время пересмотреть другой важный фактор при проектировании внутренних частей космического аппарата: как интерьер влияет на поведение пассажиров?
Для астронавтов, путешествующих на огромные расстояния — например, в поездке на Марс — дизайн интерьера космического корабля может стать критически важным для поддержания счастливого настроения и здорового духа во время поездки. На любом судне, которое отправится к Красной планете, вероятно, каюты будут ограниченными; выводить массивные объекты в космос очень дорого и сложно, поэтому интерьеры такого транспорта должны быть тесными. И пассажиры будут зависать с одной и той же группой людей на протяжении всей поездки, которая может занять годы. Все эти условия могут создать кошмарный сценарий для психологического здоровья человека, вызвать стресс, нарушить сон, погрузить в депрессию и вызвать прочие негативные чувства, которые могут повлиять на космическую поездку.
Интерьер космической станции
Вот почему на семинаре Space^2, который пройдет на следующей неделе, будут рассматривать этот аспект космических путешествий, который часто упускают из виду. На мероприятии соберутся астронавты, специалисты по здравоохранению и эксперты в области дизайна. Все это пройдет в Кембридже, штат Массачусетс. На повестке будут типы технологий и оборудования, которое можно будет включить в миссии в глубокий космос, чтобы сделать межпланетные путешествия более приятными. До настоящего времени космонавты, в основном, отправляются в космос в короткие поездки, до года. Из-за этого интерьеры космических кораблей создаются вокруг оптимизации объема и практически не заботятся о людях. Эксперты считают, что пришло время это изменить.
«Не так много было сделано с точки зрения дизайна и интерьера космического корабля», говорит Дорит Доновил, директор Научно-исследовательского института космического здоровья, один из организаторов конференции. «Все, как правило, касается размещения рычагов, дисплеев, типа используемых материалов для предотвращения распространения бактерий. Не думаю, что-то когда-то серьезно задумывался над человеческой стороной поведения в такого рода средах».
К сожалению, практически не существует исследований, которые помогли бы инженерам выбрать лучшую конструкцию космического корабля для поддержания астронавтов в хорошем настроении. Потому что проведение исследований на тему изоляции — сложная задача. «Это сложные эксперименты, которые можно проводить этически не во всех уголках мира», говорит Тед Смит, директор Центра здорового воздуха, воды и почвы в Университете Луисвилля. «На самом деле мы многого не знаем о том, как ухудшается социальная психология и психология индивидуума при ухудшении условий окружающей среды».
И все же, кое-какие исследования в этой области проводились. Они были посвящены изучению того, как небольшие группы астронавтов могут жить, находясь в ловушке в ограниченном пространстве в течение длительных периодов времени. В течение последних шести лет Гавайский университет наблюдал за имитацией полетов на Марс на одной из сторон действующего вулкана Мауна-Лоа на Большом острове Гавайев. Во время этих миссий небольшие группы людей живут вместе в поддельной марсианской среде обитания HI-SEAS в течение нескольких месяцев, что позволяет ученым лучше понять, как люди могут взаимодействовать во время полета на Марс. (Владелец HI-SEAS теперь планирует проводить поддельные миссии на Луну в среде обитания, поскольку NASA озаботилось возвращением на Луну).
Между 2010 и 2011 годами Россия и Европа проводила исследования жизни экипажа из шести человек, которые жили вместе на симуляторе космического корабля в течение 520 дней, что приблизительно равно продолжительности миссии людей на Марс. Во время эксперимента у них было всего 225 квадратных метров. Исследователи обнаружили, что некоторые перестали много двигаться к концу эксперимента, у некоторых усилились симптомы депрессии и у большинства участников сбился график сна. Один из членов экипажа и вовсе потерял циклы дня и ночи.
Некоторые исторические ситуации предоставляют контекст для того, что могло бы случиться на Марсе. Один российский космонавт, Валентин Лебедев, написал о своем напряженном опыте проведенных 211 дней в 1982 году на борту крошечной космической станции «Салют-7» вдвоем с еще одним членом экипажа. «Это действительно убедительная история, поскольку были периоды времени, когда они даже не разговаривали друг с другом», рассказывает Джей Баки, бывший астронавт NASA и профессор медицины в Медицинской школе Гейзеля. Многочисленные экспедиции в Антарктиду также ставили ученых в тесные условия, небольшие помещения, окруженные неприветливой средой. Belgica, первая экспедиция, которая провела зиму на этом континенте в конце 1890-х годов, испытала значительные трудности, когда корабль оказался в ловушке во льду. Экипаж на борту не мог находиться снаружи слишком долго, и многие испытывали серьезные проблемы с психическим здоровьем в результате этого опыта. «У них был действительно высокий уровень психосоциальных проблем, часть из которых могла быть связана с окружающей средой, в которой они находились», говорит Баки.
В конце концов, люди это существа из кожи и мяса, которые получают больше всего информации в визуальной форме, говорит Доновил, и космическое путешествие может лишить людей некоторых из их привычных вещей. «Трудно жить с небольшой группой людей в течение длительного периода времени, и определенно существуют проблемы со стрессом, конфликтами, а иногда и депрессией», говорит Баки. Например, когда NASA отошло от использования космических шаттлов, перелеты с которыми длились всего несколько недель, к шестимесячным вахтам на Международной космической станции, появлялись неподтвержденные сообщения о том, что астронавты испытывают гораздо больший психологический стресс.
Во время миссии на Марс все будет намного хуже, чем на МКС. По данным NASA, внутренняя площадь МКС составляет около 10 000 кубометров, что примерно равно объему «Боинга-747». Экипажу есть, куда двигаться. Но для миссии на Марс минимально допустимый объем должен составлять примерно 200 кубометров на человека. Для экипажа из четырех человек это примерно четыре трейлера. Доновил надеется, что благодаря исследованиям поведения людей в космосе эта площадь увеличится. «Если мы не будем выдвигать требования инженерам для людей, мы получим число, с которым придется мириться, и я не уверен, что его будет достаточно для здоровья».
Конечно, есть и другие, кто хотел бы отправиться на Марс и получить роскошный опыт. Частная космическая компания SpaceX мечтает о создании более просторного корабля, звездолета, чтобы доставить людей на Луну и Марс. Во время презентации генеральный директор SpaceX Илон Маск заявил, что внутренний объем транспорта будет таким же, как у МКС. И эта компания известна тем, что ценит эстетику и функциональность в своих проектах, пытаясь сделать все более приятным для глаз. Тем не менее, SpaceX сталкивается с той же проблемой изоляции. Астронавты на Международной космической станции могут смотреть в окно и видеть Землю в любое время, чувствуя связь с домом. Земля будет лишь пятнышком вдалеке для тех, кто отправится на Марс.
Специалисты размышляют о том, чтобы побороть это, используя виртуальную реальность. Гарнитуры виртуальной реальности давали экипажам во время имитационных миссий HI-SEAS на Гавайях, где людям показывали сцены из Баварских Альп и пляжи Австралии, что и очень понравилось. Такая технология может помочь астронавтам пережить сложный полет на Марс.
Еще одна проблема для астронавтов заключается в том, что им придется оставаться с одной и той же группой людей в течение длительного периода времени. Астронавты на МКС меняют экипажи каждые несколько месяцев, чтобы они могли время от времени работать с разными группами людей. У астронавтов на Марсе такой роскоши не будет. Смит считает, что это отсутствие разнообразия в сочетании с отсутствием уединения также считается стрессом. «Это мысленный эксперимент, который мы все можем провести, о том, как за короткое время можно стать раздражительным и нетерпимым в присутствии одних и тех же людей», говорит Смит. «Существует множество доказательств того, что мы, люди, нуждаемся в общении со многими другими людьми, и если уменьшать эти цифры, мы начинаем искать изменений в круге общения».
Чтобы побороть это, возможно, инженерам и дизайнерам придется вводить определенные запахи и звуки в кабину. «Оказывается, есть определенные запахи, которые заставляют людей чувствовать, что они окружены близкими людьми, и запахи, которые как бы добавляют вам пространства», говорит Смит. На самом деле, на исследовательской станции Британской антарктической службы в Антарктике использовались различные кедровые ароматы и яркие цвета для борьбы с вечной синевой зимы. Можно также добавить разговорных ботов, похожих на Siri или Alexa.
Пока у этих проблем нет правильных решений, но конференция Space^2 могла бы направить инженеров на правильный путь. «Для нас это отличный шанс подумать о больших и малых вещах, которые мы можем взять с собой, и вещах, которые позволят нам взять с собой аналоговые и цифровые сигналы», говорит Смит. И хотя до миссии человека на Марсе еще много лет, специалисты предлагают подумать уже сейчас, чтобы мы могли заранее спланировать проекты космических кораблей. В путешествии в дальний космос будет только один шанс сделать все удачно. Потеря экипажа или миссии поставит крест на всём.
Нет комментарий