Информационные технологии сами по себе работают круглый год без остановки, а вот работа над ними иногда замирает. Например, на новогодние праздники. В этот период есть несколько дней на то, чтобы перевести дух от мировой высокотехнологичной гонки и взглянуть в зеркало заднего вида на информационный мир уже ушедшего 2011-го года.
Ниже представлены 11 событий, которые вписали 2011 год в летопись истории информационных технологий.
1. Конец эпохи: Умер Стив Джобс
Определяющим событием 2011 года, которое превзошло все достижения и разработки, стало известие о кончине Стива Джобса. Оно потрясло мир не только потому, что это было неожиданно, а и потому, что Джобс был в расцвете творческих сил, и его работа была далека от завершения. Он был тем, кто втянул ИТ-индустрию в новую пост-ПК эпоху, где на первых ролях находятся его iPhone и IPad. Джобс всегда любил удивлять людей новыми вещами. От него уже привыкли ждать чего-то, что изменит мир. Но Стива не стало, и на секунду пошатнулась вера в то, что завтра мы увидим что-то новое и невероятное.
2. Google запускает свою социальную сеть
После нескольких вялых попыток купить или каким-то иным способом склонить к сотрудничеству Facebook Google решили сами всерьез заняться рынком социальных сетей. В июне 2011 года поисковик запустил собственную социальную сеть Google+. Ларри Пейдж, который занял пост генерального директора компании в апреле, отвел данному проекту центральное место среди других новых продуктов Google. И пока что кажется, что силы компании были потрачены не зря: у Google + уже более 70 млн. пользователей, а сама сеть, с ее «кругами», стала одним из главных трендов ушедшего года.
В 2011 году планшеты были популярны как никогда прежде. И у других похожих портативных гаджетов уже, казалось бы, не было шансов отвоевать себе достойную часть рынка. Но компания Amazon не стала просто отправлять на пенсию свою читалку Kindle, а взяла и добавила туда OS Android и набор необходимых пользователю мультимедийных возможностей. Планшетный компьютер Kindle Fire стал одним из самых продаваемых планшетов на базе Android в 2011 году. Только на праздники Amazon продали 4 миллиона своих гаджетов. Невысокая цена в 200$, конечно не сможет обеспечить для компании сверхприбыль. Но расчет у Amazon в другом. Продавая дешево планшеты, они зарабатывают на продаже информационных товаров своего магазина (фильмов, книг, музыки, приложений). Kindle Fire в руках каждого пользователя стала маленьким филиалом Amazon.
4. 2011 год – точка разворота для многих стартапов
В 2011-м основатели стартапов поняли одно, что неудачный старт проекта это вполне закономерная вещь. И до тех пор пока его разработчики и руководители не наберутся опыта, стартап не станет успешным. Вкладывая в прошлом году в создание стартапов не самые огромные суммы, ряд проектов смогли позволить себе изменить что-то в продукте и начать все заново.
В финансах подобная ситуация известна как «пивот» – «точка разворота». Этот термин пользовался особой популярностью в прошлом году, а данная стратегия стала способом выживания для некоторых, даже крупных, стартапов (например, Color). Двумя самыми успешными стартапами, применившими такую стратегию стали Turntable.fm (ранее Sticky Bits) и Fab.com (которые из социальной сети для секс меньшинств переориентировались в сайт электронной торговли).
Это был тяжелый год для Netflix. Акции компании упали с $300 до $70. Связано это с переходом бизнес от DVD-проката к онлайн-видео. В ходе этого перехода компания повысила цены для некоторых из своих клиентов, когда пыталась сделать отдельные подписки на «DVD по почте» и на потоковое видео. Потом они, правда, отбросили эту идею, и извинился перед клиентами. Хотя, рост цен все равно сохранился.
И, несмотря на то что в последнее время зрители проводят больше времени, просматривая фильмы от Netflix онлайн, компания все еще не может похвалиться ни прежней доходностью, ни высоким доверием к собственному бренду.
6. Новая волна IPO ИТ-компаний
После нескольких лет очень слабой активности 2011 год стал годом публичного размещения акций крупных ИТ-компаний. В прошлом году на IPO вышли LinkedIn, Pandora, Groupon, Яндекс и Zynga. А также на китайском фондовом рынке IPO провели интернет-гиганты Tudou и Renren. Большинство из них не стали особо удачными, чем не порадовали публичных инвесторов, купивших акции в первые дни торгов. И даже некоторые частные инвесторы «обожглись» на этих размещениях (например, акции Zynga упали ниже той цены, которая была во время последнего раунда частного инвестирования).
Теперь же все внимание приковано к Facebook, который планирует IPO в 2012 году.
7. Компаний с оценкой в миллиард долларов становится все больше
Одной из причин, по которой IPO ИТ-компаний не оказались столь успешными, является то, что в настоящее время значительная часть роста стоимости происходит перед публичным размещением акций – в период вливания частных инвестиций. Стоимость ИТ-компаний растет с каждым новым раундом финансирования частными инвесторами. Такие инвесторы, как DST, T-Rowe Price, Fidelity, десяток лет назад еще ждали бы IPO, но сейчас вкладывают огромные суммы до выхода компаний на открытый рынок. В результате, частные ИТ-компании одна за одной достигают миллиардной оценки своего капитала. В 2011 году такую тенденцию можно было наблюдать с Airbnb, Dropbox, Gilt Groupe, Square, и Spotify.
8. Google покупает Motorola, Microsoft покупает Skype и другие крупные сделки
2011-й был не просто годом крупных IPO, он был также годом больших слияний. Хотя крупнейшая американская сделка года (на сумму $39 млрд.) между мобильными операторами AT&T и T-Mobile не состоялась, несколько по-настоящему крупных покупок таки прошло. Google купил Motorola Mobility за $ 12,5 млрд., Microsoft завладел Skype за $ 8,5 млрд., а еще eBay приобрел GSICommerce за 2,4 миллиарда долларов. Также многомиллионные сделки состоялись между: HP и Autonomy (на $10.2 млрд.), PopCap и Electronic Arts (на $1.3 млрд.), ITA Software и Google (на $700 млн.), Admeld и Google (на $400 млн.), Huffington Post и AOL (на $315 млн.) и другими.
9. Патентные войны превратились в череду отвратительных процессов
Патентная система западных стран уже неоднократно доказывала свою недееспособность. Патенты все чаще использовались для блокирования в залах суда инновационных разработок, и в 2011 году эта проблема достигла эпических размахов.
«Патентные тролли» продолжают требовать у больших и малых ИТ-компаний компенсации за использования якобы их запатентованных идей.
Кроме этого, патентная война перекинулась на крупных игроков индустрии, больше всех из которых досталось производителям гаджетов на ОС «Андроид». В июле, Google не смог выиграть дело по более чем 6000 патентам компании Nortel, что обошлось компании в $ 4,5 миллиарда долларов. Дабы избежать дальнейших разбирательств Google даже купил патент Motorola Mobility за $ 12,5 миллиарда.
Microsoft начали требовать платы от лицензирования патентов производителей мобильных телефонов на Android, что привело к крупному противостоянию с Google. А Apple со своей стороны, продолжили подавать в суд на Android-производителей, таких как HTC и Samsung, за нарушение патентных прав. И конца всем этим процессам пока не видно, что ничего хорошего для развития рынка не сулит.
10. Социальные сети стали «рупором революций»
Начиная с весенних войн в Северной Африке и заканчивая последними митингами в России, общественное протестное движение по всему миру организовывалось через социальные сети. Митингующие использовали Twitter, Facebook, мобильные телефоны и персональные компьютеры, как средства связи и организации и, как способ трансляции протестных событий по всему миру. Эти технологии позволяли проще организовывать революции. Правда, быстро завершить или сделать их менее кровопролитными они оказались не в состоянии.
Нет комментарий