Строительная индустрия огромным количеством роботов похвастаться не может. Это в автомобильной и электронной отраслях количество действующих роботов исчисляется сотнями тысяч. Но и в строительстве подвижки имеются, инновационные идеи внедряются едва ли не ежедневно. О двух таких перспективных проектах и пойдет речь в этом обзоре.

Японский комплекс для аварийных и спасательных работ

Две «руки» лучше одной даже если они отличаются по назначению. Это решили доказать японские инженеры на практике. На базе экскаватора для производства аварийных работ с дистанционным управлением они создали прототип машины с двумя мощными манипуляторами. Разные по функциональному назначению они способны работать совместно. Это позволяет, например, обеспечить гарантированное производство работ в радиусе 360 градусов вокруг центрального блока машины. Манипуляторы способны работать с высокой нагрузкой и обеспечить подвижность машины при выполнении многих работ при строительстве или ликвидации последствий природных и техногенных катастроф.

Инновационные роботы из Японии и Европы

Каждый из манипуляторов – двухфункциональное четырехпальцевое приспособление, способное работать как захват при уборке строительного мусора, или как ковш для выгребания щебня, перемещения крупных обломков или грунта. В процессе работы оператор может менять функциональное назначение гидравлических «рук» в зависимости от конкретных задач. Манипуляторы имеют обратную силовую связь и обеспечивают работнику возможность контроля прилагаемых усилий.

Инновационные роботы из Японии и Европы

Видео контроль в режиме реального времени обеспечивает оператору круговой обзор места работы и позволяет полностью контролировать ситуацию.

В разработке этого инновационного роботизированного комплекса принимали участие ученые и инженеры университетов Осаки, Кобе, Токийского университета Технологического университета Токио.

Европейский «Барсук» для подземных работ
На другом конце света, в Европе озаботились другим аспектом строительства. Прокладка инженерных коммуникаций под действующими авто или железнодорожными магистралями всегда была «головной болью» коммунальных и инженерных служб. Решить эту проблему с помощью роботизированного «крота» взялись инженеры и ученые стран ЕС. Их проект называется BADGER (roBot для автономных nDerGround бестраншейных операций, картирования и навигации). Аббревиатура переводится очень просто – барсук.

Этот роботизированный «бобер» может автономно зарываться под землю и прокладывать туннели для труб, кабеля. BADGER в автономном режиме может ориентироваться среди уже проложенных коммуникаций. При этом он создает трехмерную пространственную карту. Буровой механизм роботизированного «барсука» — комбинация технологии ротационного и ударного бурения. Имеется и ультразвуковой бур для повышения эффективности измельчения породы.

Инновационные роботы из Японии и Европы

Сам агрегат представляет собой несколько соединенных между собой модулей разного назначения. В зависимости от конкретной задачи объединяются модули инструментов, транспортные и модули привода. Радиолокационные антенные решетки, лазерные и электронные датчики позволяют этому необычному роботу ориентироваться в пространстве и вовремя обнаруживать препятствия типа проложенных труб, камней и т. д..

В проекте BADGER сейчас заняты ученые семи научных учреждений из пяти европейских стран. Он координируется профессором Карлосом Балагером, Сантьяго Мартинес де ла Каса и Карме де Андресом Санчисом из RoboticsLab в Университете Карлоса III в Мадриде. Реализация проект началась в январе 2017 года. В течение следующих трех лет в него планируется вложить около 3,7 млн. Евро. И пока у разработчиков нет готового прототипа, инновационная идея имеет все шансы стать успешной.