Еще не время для флагмана Nokia. Почему?

Nokia N97

У многих пользователей немало причин любить Nokia и радоваться возвращению бренда на рынок, ведь весьма вероятно, что девайс именно этой компании был их первым мобильным телефоном. И вот первый новый Android-смартфон Nokia 2017 года был представлен. Ничего особенного, обычный умный телефон среднего класса, к тому же доступный только в Китае. И это компания, которой когда-то довелось удивить мир внутренними антеннами и соперничать с BlackBerry своим E71. Почему же до сих пор не вышел на рынок удивительный флагман Nokia?

Почему HMD Global решила начать возвращение бренда Nokia со столь непримечательных девайсов, как смартфон среднего уровня и обычный кнопочный телефон, во многом подобный тем, которые предлагались пользователям пять лет назад? Казалось бы, Nokia 6 продается как горячие пирожки, и флагман помог бы закрепить этот успех, не так ли? Но есть несколько причин, по которым подобная логика, увы, неверна. И возможно, флагманский смартфон Nokia по нескольким причинам не увидит свет в ближайшие месяцы.

Деньги

Производство смартфонов — это бизнес. И бизнес с высокими затратами. В цену девайса входят в том числе затраты на транспортировку, офисы, персонал, маркетинг и многие другие расходы. И HMD Global, вероятно, не может позволить себе слишком высоких расходов.

Стартовый капитал HMD несопоставим с тем, чем располагают Apple и Samsung. Затраты на производство флагманского девайса составляют примерно 250 долларов за единицу. Даже если бы HMD не приходилось платить за офисы, зарплаты, маркетинг и что-то еще, то одних производственных затрат достаточно, чтобы понять: произвести получилось бы очень немного девайсов. А при таких малых объемах флагман Nokia не станет конкурентоспособным.

Для сравнения: Samsung продала в первой половине 2016 года более 13 миллионов Galaxy S7 edge. Это 3,3 миллиарда долларов США только производственных расходов. Впрочем, ни производственный бюджет HMD, ни число проданных компанией девайсов не известны. Но в любом случае можно предположить, что эти показатели несопоставимы с возможностями южнокорейского технологического гиганта. Ранее сообщалось, что в течение трех лет HMD затратит на маркетинг примерно 500 миллионов долларов США. Samsung же затратила 14 миллиардов долларов США только на маркетинг девайсов Galaxy S за один лишь 2013 год.

Обычно разница между производственными затратами и розничной ценой девайса составляет 55-75%, в среднем — 65%. Это позволяет предположить, что затраты на производство одного телефона Nokia 6 составляют примерно 150 долларов США при его розничной цене в 250 долларов США. Это позволяет оставить 100 долларов США со смартфона на другие важные затраты — зарплаты, маркетинг или разработку новых девайсов.

HMD — сравнительно небольшой развивающийся бизнес. Разумеется, часть персонала и ресурсов достались ему от Nokia и Microsoft, но это еще не означает, что компания может работать так же, как и крупнейшие игроки рынка смартфонов.

Стратегия

Вне зависимости от того, предпочитает пользователь Android или iOS, хоть немного интереса к возвращению Nokia у него все же, скорее всего, есть. Ни один бренд не начинал с топового девайса, за исключением, пожалуй, Apple со своим первым iPhone. Но это была совсем иная ситуация — скорее создание нового рынка, чем приход на существующий.

Предполагая даже, что HMD располагала бы деньгами, поставщиками и готовностью к созданию флагмана, все равно многое могло бы пойти не так, как хотелось бы. Флагманские девайсы всегда таковы, что могут как стать невероятно популярными, так и оказаться неинтересными пользователям. Потребители внимательно присматриваются к флагманам и могут полюбить их или, наоборот, счесть недостаточно хорошими.

Если компания является стартапом, который делает свой первый смартфон, последнее из того, что она может себе позволить, — это начать с девайса, который не понравится публике. Смартфоны среднего класса — превосходный способ избежать значительных провалов. Пользователям изначально известно, что они платят за телефон, в котором нет ничего особенного, и поэтому их ожидания невысоки.

Если компания даже сделает не слишком хороший девайс, большинство пользователей просто пожмут плечами и пройдут мимо, забыв о нем через несколько недель. И репутация компании будет в безопасности.

Поэтому, не выпуская на рынок флагман, HMD поступает мудро. Рынок Китая — не только очень насыщенный, но и гигантский рынок. И хорошо продаются на нем различные товары. На рынках Запада преобладают устоявшиеся бренды и топовые девайсы. И только эта одна причина достаточна для того, чтобы выпустить свой Nokia 6 в Китае.

Эти девайсы уже дважды распродавались всего за минуту. И это говорит или о невероятно малых объемах поставок в сочетании с удовлетворительным спросом, или о достаточных поставках, сочетающихся с экстраординарным спросом. В любом случае уже сейчас можно предположить, что выход Nokia 6 стал коммерческим успехом. И теперь HMD Global остается лишь распространить подобное положение на те шесть девайсов, которые она еще представит в текущем году, в числе которых, вероятно, будет и хай-энд-смартфон.

Когда же флагман Nokia наконец-то выйдет?

На самом деле сложно даже предположить. Представляется, что HMD сосредоточилась на кнопочных телефонах и смартфонах среднего класса, стремясь создать прочное основание для своих хай-энд-девайсов. Можно лишь предположить, что флагман будет представлен до конца текущего года. Вскоре, на MWC 2017, по слухам, будут представлены Nokia 5 (200 долларов США), Nokia 3 (150 долларов США) и новый Nokia 3310 (60 долларов США). Впрочем, о том, что на самом деле представят и по каким ценам предложат потребителям, станет известно несколько позднее.

Нужен ли пользователям флагман Nokia или более доступные телефоны бренда намного интереснее?

По материалам phonearena.com